Яблоко шляпа человек картина

Человек в футляре

25 августа 2017 года Текст: Семен Мартынов

Персонаж без лица. В костюме, идеальном для того, чтобы слиться с толпой. Рене Магритт принципиально рисовал «никого». А получился узнаваемый автопортрет

Картина «Сын человеческий»
Холст, масло 116 х 89 см
1964 год
Ныне принадлежит частному коллекционеру

«Мне чрезвычайно нравится мысль, что мои произведения не говорят ни о чем», — заявлял Магритт. Художник был убежден: он должен будоражить воображение зрителя видом привычных вещей в неожиданных сочетаниях, и только. Живописец не жаловал толкователей, пытавшихся найти на его полотнах и в их названиях глубинный смысл.

Когда меценат Гарри Торкзинер заказал Магритту автопортрет, художник написал картину «Сын человеческий», на которой лицо персонажа закрыто яблоком, а одежда лишена индивидуальности. Однако бельгийский сюрреалист действительно ассоциировал себя с безликим, стандартно одетым человеком в котелке. Магритт писал этого персонажа всю жизнь на множестве картин и не раз фотографировался в таком же костюме, закрывая лицо. Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире.

1 Человек в котелке. Подруга и модель Магритта, поэтесса Ирен Амуар упоминала о его опасениях, что из-за названия «Сын человеческий» центрального персонажа картины сочтут теологическим символом. Художник не закладывал такого подтекста, однако британский арт-критик Дэвид Силвестер, например, считал, что Магритт изобразил себя кем-то вроде бога созданной им сюрреалистической вселенной.

2 Стиль. Плакатную манеру изображения художник усвоил в молодости, когда зарабатывал на жизнь созданием рекламных постеров.

3 Пальто. Персонаж одет строго и скромно, как клерк или небогатый торговец середины XX века. Такого стиля в одежде и поведении придерживался сам Магритт: художник, в отличие от других сюрреалистов с их экстравагантными выходками, вел тихую и размеренную жизнь представителя среднего класса.

4 Парапет. На полотнах Магритта живые существа нередко превращаются в камень или изображаются рядом со скалами или каменной оградой. В комментарии к другой картине, «Черная магия», художник писал: «…есть связь между тяжкой природой камня, так сказать, „тяжелым чувством“, и психической и физической системами человеческого существа».

Читайте также:  Фото сорт яблок шампанское

5 Шляпа-котелок. Магритт изобразил этот, по его выражению, «самый неоригинальный головной убор» на нескольких картинах и без «владельца».

«Я тоже ношу котелок — у меня нет желания выделяться из массы», — говорил художник, который, по свидетельству знавших его людей, принципиально не покупал более модную и дорогую шляпу.

6 Яблоко. Еще один сквозной образ в творчестве Магритта. Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным». Знатоки творчества Магритта связывают одержимость художника этим мотивом с переживаниями детства: когда нашли тело его утопившейся матери, лицо покойной, как рассказывали, закрывала сорочка.

Художник
Рене Магритт

1898 — родился в поселке Лессин в Бельгии в семье торговца.
1915 — начал писать картины маслом в стиле импрессионизма.
1916–1918 — учился в Академии изящных искусств в Брюсселе.
1922 — женился на подруге детства Жоржетт Берже.
1926 — создал картину «Потерянный жокей» в стиле сюрреализма; это, как выразился Магритт, «первое полотно, которое я написал с ощущением, что нашел собственный путь».
1926–1927 — создал первые картины, на которых появляется «человек в котелке» («Размышления одинокого прохожего», «Убийца в опасности»).
1927–1930 — жил в Париже, где подружился с французскими сюрреалистами, повлиявшими на его творчество, особенно с Андре Бретоном.
1928–1929 — написал «Вероломство образов», поставив вопрос о соотношении объекта и изображения в живописи. Этой картине посвятил в 1973 году философское эссе знаменитый мыслитель Мишель Фуко.
1967 — умер от рака поджелудочной железы, похоронен на Схарбекском кладбище в Брюсселе.

Фото: FAI / LEGION-MEDIA (X2)

Сегодня читают

iPhone/iPad-версия журнала

Интерактивная версия журнала для iPad, iPhone, iPod и Android

Журнал Вокруг света

Ваш любимый журнал в обычном и travel-форматах

Сетевое издание «Сайт VokrugSveta.ru (ВокругСвета.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67787, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 года.

Читайте также:  Груша китай с фото

Учредитель сетевого издания: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Сарханянц К. Р.

Copyright (с) ООО«Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе для Роскомнадзора):

Источник

История одного шедевра: «Сын человеческий» Магритта

Одна из поздних работ Рене Магритта стала его, пожалуй, самой узнаваемой современным зрителем. Написанная как автопортрет она содержит в себе и оценку художника своей личности, и его детские страхи, и религиозные мотивы, и социальные шаблоны. Как все уместилось в изображении невыразительного клерка с яблоком вместо лица?

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

24837410 m

«Сын человеческий», 1964

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта. На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями. В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.

24837420 m

Рене Магритт со своим шедевром. (pinterest.com)

Еще один мотив, который, так или иначе, звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело ее достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединенной с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от нее, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем.

Контекст

Читайте также:  Грибок в сливе холодильника

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.

24837411 m

«Репродуцирование запрещено», 1937. (wikipedia.org)

Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»

24837414 m

«Вероломство образов», 1928-1929 гг. (wikipedia.org)

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector