Яблоко с медом роша шана

Окунать яблоко в мед… А зачем?

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер объясняет смысл одного из самых известных обычаев Рош Ашана.

В Рош Ашана мы окунаем яблоко в мед со словами: «Шетехадеш алейну шана това у метука», «Да будет на то воля Всевышнего обновить для нас год, чтобы он был хорошим и сладким!».

rosh ashana zakonyi i obyichai intervyu s ravvinom pevznerom fВы не задумывались о том, почему именно яблоко? Традиция объясняет это так: яблоко, в отличие от остальных плодов, обладает сразу тремя прекрасными качествами: красотой, вкусом и ароматом. И это символизирует три главных самых важных благословения: дети, здоровье, заработок.

Но давайте посмотрим на этот вопрос глубже. Что же у нас получается? Весь год зависит от того, обмакнули ли мы яблоко в мед? Какой-то фрукт решает нашу судьбу?

Ответ на этот вопрос дает Рамбан в комментарии к истории с царем Израиля Йоашем и пророком Элишей, изложенной во второй книге «Мелахим» (Царств).

Элиша лежал на смертном одре, когда к нему пришел царь Йоаш с мольбой о заступничестве против Арама-арамейца, врага Израиля. Элиша велел царю открыть окно на восток, положить руку на лук и натянуть тетиву. Затем Элиша положил свои руки на руки царя и сказал: «Стреляй!». Царь выстрелил, и Элиша сказал: «Это стрела спасения Вс-вышнего, стрела избавления от Арама». Затем Элиша велел царю взять побольше стрел и забить их в землю. Йоаш ударил три раза и остановился. Элиша разгневался: «Надобно было бить пять или шесть раз, тогда ты окончательно разбил бы арамейцев, а теперь ты побьешь их только три раза».

Возникает все тот же вопрос. Неужели количество ударов стрелой может повлиять на исход войны?

Объясняет Рамбан: Вс-вышний посылает нам благо Свыше, но хочет, чтобы и мы участвовали в этом процессе. Сфера духовности так всеобъемлюща и возвышенна, что не может вот так запросто спуститься в наш материальный мир. Наша задача – построить мост между духовным и материальным. Образно говоря, прицепить к «локомотиву» – задуманному Небесами благу – «вагоны», нашу обычную повседневную жизнь. А сделать это можно лишь через физическое действие.

Идея Рош Ашана в том, что Вс-вышний определяет нашу судьбу на весь следующий год. Мы верим, что Он подпишет нам милостивый приговор! Но для того, чтобы дарованное Небесами благо не осталось в высших сферах, а обрело материальные формы, дошло до нашего дома и счета в банке, необходимо небольшое материальное действие. Окунуть яблоко в мед!

Любавический Ребе говорил, что в этом заключается важнейший урок Рош Ашана. В сам этот день мы испытываем духовный подъем. Но как сделать, чтобы по окончании праздника это чувство не осталось в стенах Синагоги, а продолжало воодушевлять нас изо дня в день?

Нужно «построить мост». Взять на себя простые и реалистичные обязательства. Например: раз в месяц я хожу в Синагогу, раз в неделю учу главу из Торы, выделяю столько-то в месяц на цдаку.

И тогда мы будем точно знать, что энергия Рош Ашана останется с нами на весь год!

Пусть Вс-вышний пошлет всем нам хороший год. Шана това!

Источник

Яблоки, мёд и Рош а-Шана

Про обычай кушать яблоки в меду на Рош а-Шана знают израильтяне, очень далекие от еврейских традиций. Известно, что не бывает случайных обычаев, и каждый ритуал содержит в себе глубокий смысл. В чем же суть соединения меда и яблока, что оно символизирует? Как правило, у каждого из народных обычаев есть несколько версий возникновения. Это касается и новогодних яблок с медом

Ашер РОХБЕРГЕР
Иллюстрация: Анат Ор-Лев

Каждый закон и обычай еврейского народа уходит корнями как в открытую, так и в скрытую части иудаизма. Самое простое символическое значение поедания яблока в меду- надежды на сладость наступающего года. Первое упоминание о том, что у символов Рош а-Шана есть свое значение, мы встречаем в Талмуде, трактат Орайот (12, 1). Об этом же пишет и Мишна Брура в своем комментарии на Шульхан Арух, Орах Хаим(583, 5).

И яблоки, и мед сладкие, но их сладость разная. Яблоко — это фрукт, растущий на дереве, и в его сладости нет ничего удивительного. Мед же является продуктом жизнедеятельности пчел, которые запрещены нам в пищу и, кроме того, они еще и жалят. При этом, продукт, производимый жалящей пчелой, слаще яблока.

Читайте также:  Экзотический фрукт в форме груши

А почему мы желаем, чтобы год был не только хорошим, но и сладким? Творец всегда дает каждому из нас только самое лучшее. Но мы на своем уровне воспринимаем это по-разному. Это можно сравнить с двумя видами лекарств, обладающих одинаковым действием, но одно горькое, а другое сладкое. Конечно же, мы предпочтем сладкое лекарство. Поэтому мы и просим Творца, чтобы наступающий год был не только хорошим, но и был для нас сладким.

А вот что пишет Бен Иш-Хай про этот обычай: «Я считаю, что обычай кушать яблоко в Рош а-Шана связан с тройным наслаждением: вкус, вид и запах. Поэтому он является символом наших просьб об изобилии касательно наших материальных потребностей на новый год. В соответствии с тем, что написано в книге Зоар на недельную главу Шмини,( лист 40), «яблоко выводит вино». Имеется ввиду, что оно нейтрализует вредное действие вина.(Современная натуропатия подтверждает, что яблоки нейтрализуют симптомы алкогольного опьянения и разрушают ядовитые вещества).Известно, что вино относится к мере суда, поэтому в Рош а-Шана мы стремимся смягчить меру суда, вкушая яблоки. (Бен Иш Хай, первый год, глава Ницавим, раздел 4)

Яблоки смягчают меру суда, поскольку еврейский народ сравнивается с яблоком (ВТ Шабат 88,1): «Сказал рабби Хама от имени рабби Ханина: «Почему еврейский народ сравнивается с яблоком?» Так же, как плоды яблок предшествуют листьям, так же еврейский народ (во время дарования Торы) декларировал сначала «сделаем» (то есть исполним заповеди), а потом «услышим» (то есть изучим и поймем)».

Еще одно объяснение этому обычаю приводится от имени известного духовного наставника, рабби Аарона Тойсига. Общеизвестно, что через некоторое время после того, что мы очищаем яблоко от кожуры, оно начинает чернеть. Этого можно избежать, если смазать яблоко медом. Поэтому мы берем в Рош а-Шана именно яблоко в меду, говоря этим Творцу: «Наш еврейский народ подобен яблоку, и он прошел и проходит через такое количество бед и несчастий, что иногда из-за этого мы совершаем действия против Твоей воли и очерняем себя до неузнаваемости. Но, Творец, смажь и окуни нас в мед, и ты увидишь, как мы приобретаем свой истинный облик и постараемся быть все лучше и лучше. Поэтому удостой нас хорошего и сладкого года».

Какое благословление нужно читать на яблоко в меду? Яблоко – фрукт, и ему соответствует благословление: «Творящий плод дерева». К меду же относится благословение: «Все созданное по слову его». Все галахические авторитеты придерживаются по этому вопросу одного мнения. Поскольку мы окунаем яблоко в мед, то основным продуктом считается яблоко а мед — второстепенным. И поэтому мы произносим только благословление на яблоко (Маген Авраам 583, 1) и Мишна Брура (583,3). Так же если мы проанализируем, что первично в этом обычае, то придем к выводу, что это — поедание яблока, а мед второстепенен.

Да будет на то воля Творца, чтобы мы успешно прошли Суд в Рош а-Шана и все полезные свойства яблок и меда приносили нам блага в духовном и материальном воплощении.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Приложения

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Яблоки, мед и Рош аШана

Об обычае кушать яблоко в меду в Рош аШана знают даже евреи, очень далекие от еврейской традиции. Мы знаем, что не бывает случайных обычаев и за каждым ритуалом скрывается глубокий смысл. В чем же смысл этого обычая и что он символизирует? Чаще всего есть более одного объяснения каждого из обычаев. Это касается так же и обычая есть яблоко в меду.

Каждый закон и обычай еврейского народа имеет корни, уходящие как в открытую, так и в скрытую части иудаизма. Самое простое символическое значение поедания яблока в меду- надежды и пожелания на сладость наступающего года. Первое упоминание о том, что у символов в Рош аШана есть свое значение этого обычая, мы встречаем в Талмуде, трактат Орайот (12, 1). Об этом же пишет и Мишна Брура в своем комментарии на Шульхан Арух, Орах Хаим(583, 5).

И яблоки, и мед сладкие, но их сладость разная. Яблоко- это фрукт, растущий на дереве и в его сладости нет ничего удивительного. Мед же является продуктом жизнедеятельности пчел, которые запрещены нам в пищу и, кроме того, они еще и жалят. При этом продукт, производимый жалящей пчелой, это сладкий мед, который слаще яблока.

Читайте также:  Два слива в один стояк

В нашей жизни случаются два вида событий. Первый из них, это всякие радостные события в семье, успехи на работе, и.т.п. их можно сравнить со сладостью яблока. Второй вид – то, чего мы добиваемся, пройдя через трудности, боль, утраты. Это можно сравнить с укусом пчел. Как известно, мед очень тяжело собирать из улья. Когда же все-таки после всего мы добиваемся результата, когда мы справляемся с трудностями, когда раскрываются новые качества нашей личности, это можно сравнить со сладостью меда.

А почему мы желаем, чтобы год был не только хорошим, но и сладким? Творец всегда дает каждому из нас только самое лучшее для него. Но мы на своем уровне воспринимаем это по-разному. Это можно сравнить с двумя видами лекарств, обладающих одинаковым действием, но одно горькое, а другое сладкое. Конечно же, мы предпочтем сладкое лекарство. Поэтому мы и просим Творца, чтобы наступающий год был не только хорошим, но и был для нас сладким.

А вот что пишет Бен Иш Хай про этот обычай: «Я считаю, что обычай есть яблоко в Рош-аШана связан с тем, что с ним связано тройное наслаждение- вкус, вид и запах, поэтому оно является символом наших просьб об изобилии, в том, что касается всех наших материальных потребностей на весь год. Кроме того, в соответствии с тем, что написано в книге Зоар на недельную главу Шмини (лист 40): «Яблоко выводит вино» и имеется в виду, что оно нейтрализует вредное действие вина, и это описано в книгах. Современная натуропатия подтверждает тот факт, что яблоки нейтрализуют симптомы алкогольного опьянения и разрушают ядовитые вещества. Известно, что вино относится к мере суда, поэтому в Рош аШана мы стремимся смягчить меру суда и поэтому едим яблоки». (Бен Иш Хай, первый год, глава Ницавим, раздел 4)

Яблоки смягчают меру суда, поскольку еврейский народ сравнивается с яблоком (ВТ Шабат 88,1): «Сказал рабби Хама от имени рабби Ханина: «Почему еврейский народ сравнивается с яблоком?» Так же, как плоды яблок предшествуют листьям, так же еврейский народ (во время дарования Торы) декларировали сначала «сделаем» (то есть исполним заповеди) а потом «услышим» (то есть изучим и поймем)».

Еще одно объяснение этому обычаю приводится от имени известного духовного наставника, рава Аарона Тойсига. Общеизвестно, что свойством любого яблока является то, что через некоторое время после того, что мы очищаем его от кожуры, оно начинает чернеть. Этого можно избежать, если смазать яблоко медом, который сохранит его внешний вид. Поэтому мы берем в Рош-аШана именно яблоко в меду, говоря этим Творцу: «Наш еврейский народ подобен яблоку, и он прошел и проходит через такое количество бед и несчастий, что иногда из-за этого мы совершаем действия против Твоей воли и очерняем себя до неузнаваемости. Но Творец, смажь и окуни нас в мед и ты увидишь, как мы приобретаем свой истинный облик и стремимся быть все лучше и лучше. Поэтому удостой нас хорошего и сладкого года.

А что нам известно о питательных свойствах яблок и меда? И каково их место в еврейской традиции?

Источник

Яблоки, мед и Рош ха-Шана: “сладкие” еврейские традиции в День Суда

apple honey

Об обычае кушать яблоко в меду в Рош ха-Шана знают даже евреи, очень далекие от еврейской традиции. Мы знаем, что не бывает случайных обычаев и за каждым ритуалом скрывается глубокий смысл. В чем же смысл этого обычая и что он символизирует? Чаще всего есть более одного объяснения каждого из обычаев. Это касается так же и обычая есть яблоко в меду.

Каждый закон и обычай еврейского народа имеет корни, уходящие как в открытую, так и в скрытую части иудаизма. Самое простое символическое значение поедания яблока в меду- надежды и пожелания на сладость наступающего года. Первое упоминание о том, что у символов в Рош ха-Шана есть свое значение этого обычая, мы встречаем в Талмуде, трактат Орайот (12, 1). Об этом же пишет и Мишна Брура в своем комментарии на Шульхан Арух, Орах Хаим(583, 5).

Читайте также:  Треснувшая кора на молодом абрикосе

И яблоки, и мед сладкие, но их сладость разная. Яблоко- это фрукт, растущий на дереве и в его сладости нет ничего удивительного. Мед же является продуктом жизнедеятельности пчел, которые запрещены нам в пищу и, кроме того, они еще и жалят. При этом, продукт производимый жалящей пчелой, это сладкий мед, который слаще яблока.

В нашей жизни случаются два вида событий. Первый из них, это всякие радостные события в семье, успехи на работе, и.т.п. их можно сравнить со сладостью яблока. Второй вид – то, чего мы добиваемся, пройдя через трудности, боль, утраты. Это можно сравнить с укусом пчел. Как известно, мед очень тяжело собирать из улья. Когда же все-таки после всего мы добиваемся результата, когда мы справляемся с трудностями, когда раскрываются новые качества нашей личности, это можно сравнить со сладостью меда.

А почему мы желаем, чтобы год был не только хорошим, но и сладким? Творец всегда дает каждому из нас только самое лучшее для него. Но мы на своем уровне воспринимаем это по-разному. Это можно сравнить с двумя видами лекарств, обладающих одинаковым действием, но одно горькое, а другое сладкое. Конечно же, мы предпочтем сладкое лекарство. Поэтому мы и просим Творца, чтобы наступающий год был не только хорошим, но и был для нас сладким.

А вот что пишет Бен Иш Хай про этот обычай: «Я считаю, что обычай есть яблоко в Рош ха-Шана связан с тем, что с ним связано тройное наслаждение- вкус, вид и запах, поэтому оно является символом наших просьб об изобилии, в том, что касается всех наших материальных потребностей на весь год. Кроме того, в соответствии с тем, что написано в книге Зоар на недельную главу Шмини,( лист 40) «Яблоко выводит вино» и имеется ввиду, что оно нейтрализует вредное действие вина, и это описано в книгах.(Современная натуропатия подтверждает тот факт, что яблоки нейтрализуют симптомы алкогольного опьянения и разрушают ядовитые вещества).Известно, что вино относится к мере суда, поэтому в Рош аШана мы стремимся смягчить меру суда и поэтому едим яблоки». (Бен Иш Хай, первый год, глава Ницавим, раздел 4)

Яблоки смягчают меру суда, поскольку еврейский народ сравнивается с яблоком (ВТ Шабат 88,1): «Сказал рабби Хама от имени рабби Ханина: «Почему еврейский народ сравнивается с яблоком?» Так же, как плоды яблок предшествуют листьям, так же еврейский народ (во время дарования Торы) декларировали сначала «сделаем» (то есть исполним заповеди) а потом «услышим» (то есть изучим и поймем)».

Еще одно объяснение этому обычаю приводится от имени известного духовного наставника, рава Аарона Тойсига. Общеизвестно, что свойством любого яблока является то, что через некоторое время после того, что мы очищаем его от кожуры, оно начинает чернеть. Этого можно избежать, если смазать яблоко медом, который сохранит его внешний вид. Поэтому мы берем в Рош ха-Шана именно яблоко в меду, говоря этим Творцу: «Наш еврейский народ подобен яблоку, и он прошел и проходит через такое количество бед и несчастий, что иногда из-за этого мы совершаем действия против Твоей воли и очерняем себя до неузнаваемости. Но Творец, смажь и окуни нас в мед и ты увидишь, как мы приобретаем свой истинный облик и стремимся быть все лучше и лучше. Поэтому удостой нас хорошего и сладкого года.

Какое благословение нужно читать на яблоко в меду? Яблоко, как известно – фрукт и ему соответствует благословение «Творящий плод дерева». К меду же относится благословение «Все созданное по слову его». Все галахические авторитеты придерживаются по этому вопросу одного мнения. Поскольку мы окунаем яблоко в мед, то основным продуктом считается яблоко а мед- второстепенным и поэтому мы произносим только благословение на яблоко (Маген Авраам 583, 1) и Мишна Брура (583,3). Так же если мы разберем этот вопрос с точки зрения, в чем цель этого обычая, то придем к выводу, что целью является поедание яблока, а мед второстепенен.

Да будет на то воля Творца, чтобы мы успешно прошли Суд в Рош ха-Шана и все полезные свойства яблок и меда приносили нам блага в духовном и материальном.

Автор: Ашер Рохбергер (Израиль).

stdClass Object ( [term_id] => 1401 [name] => иудаизм [taxonomy] => post_tag [slug] => iudaizm )

stdClass Object ( [term_id] => 22480 [name] => Израиль [taxonomy] => category [slug] => izrail )

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector