Яблоко программа 500 дней

500 дней (программа)

Содержание

Суть программы

Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).

В целом программа содержала следующие предложения:

Рабочая группа по созданию программы была образована по инициативе и совместным решением М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина. По её признанию, программа не была бы подготовлена без их совместной поддержки.

Часто единоличное авторство программы ошибочно приписывают Григорию Явлинскому — председателю Государственной комиссии по экономической реформе, однако программа была предложена Станиславом Шаталиным и доработана его рабочей группой. Перед началом работы над проектом Горбачёв заверил Шаталина, что серьёзно относится к радикальному реформированию советской экономики.

В своих основных пунктах программа «500 дней» повторяет программу Бальцеровича, разработанную в 1989 г. министром и экономистом Лешеком Бальцеровичем для быстрого разгосударствления социалистической экономики Польши. [источник не указан 133 дня]

К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20 проектов законов к ней были подготовлены, утверждены Верховным Советом РСФСР и представлены на рассмотрение Верховного Совета СССР. Одновременно, по поручению председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР.

В своем анализе разработчики Программы опиралась на информацию, полученную из министерств и ведомств по 21 запросу, подписанному академиком Шаталиным. Информацию в полном объёме представили организации СССР: банки — Промстройбанк, Сбербанк, Госбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк; Госкомстат СССР, МИД СССР, Госкомиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам.

Некоторые организации её не представили (Госплан СССР, Внешэкономбанк, Министерство обороны СССР, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС), представили частично (Совет Министров СССР) или представили второстепенные материалы (Министерство финансов СССР, Госкомцен СССР) (раздел V Программы).

В заключительной части «Введения» рабочая группа признала, что у «программы есть недостатки, но верит, что окончательную её доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего».

Программа широко обсуждалась общественностью, и её основные положения — масштабные разгосударствление и приватизация государственного имущества, внешнеэкономические преобразования, реформа ЖКХ, земельная реформа и др. — были реализованы фактически ввиду отсутствия других концепций реформирования.

Вот как описывалась процедура приватизации в Программе:

Источник

500 дней программа Шаталина-Явлинского- краткое содержание, разработка, авторы, что предполагала

Программа 500 дней была разработана в 1990 году советскими экономистами Григорием Явлинским и Станиславом Шаталиным. Она предполагала введение в стране ряда мер по переходу от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Практического применения она не получила. Рассмотрим краткое содержание этой программы.

64c75ba50d30f9f6127f12d823d6acf5

Предыстория и ситуация в стране

В СССР с рубежа 1920–1930-х годов была плановая социалистическая экономика. Всего было реализовано 12 пятилетних планов.

416d18e0e0c2248ddf856bb6a29badee

Рис. 1. Программа 500 дней.

Последний из них пришелся на годы Перестройки, 1985–1990 гг. Собственно, по мере его реализации начался спад экономики, но в 1989 году он еще слабо ощущался, зато был очевиден кризис в снабжении городов. В 1990 году добавилось еще две проблемы:

Группа по разработке программы была создана по решению Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Предполагалось, что переход к рыночной экономике в СССР будет происходить за счет государства, а не за счет простых граждан.

Председателем Государственной комиссии по экономической реформе стал относительно молодой экономист Григорий Явлинский 1952 года рождения.

Собственно программу предложил академик Станислав Шаталин. В его группе был один экономист-женщина — Татьяна Ярыга. Помимо этого, в разработке программы принимал участие Евгений Ясин, который позже, в 1994–1997 годах, возглавлял министерство экономики РФ.

ced7e0b85617d955d68195cfa4057050

Рис. 2. Программа 500 дней, Явлинский.

Особенности программы

Датой завершения работы над программой можно считать 1 сентября 1990 года. Она была утверждена Верховным Советом РСФСР и отправлена на рассмотрение Верховному Совету.

Согласно программе «500 дней», переход к рыночной экономике следовало проводить в четыре этапа:

В программе предполагался экономический союз республик на основе единой валюты, а также единого законодательства и обороны. Совет Министров СССР предполагалось ликвидировать, а руководство народным хозяйством передать совету глав правительств каждой республики да еще и с расширением автономии. Михаил Горбачев не поддержал программу из-за влияния ВПК.

Фактически в конце 1991 года был сделан выбор в пользу программы шоковой терапии. Ее автором стал молодой экономист Е. Т. Гайдар. Осуществление программы началось с января 1992 года, когда отпустили цены, но это вызывало высокий уровень инфляции. Гайдар краткий период на рубеже 1991–1992 года руководил Министерством финансов.

Одновременно с программой «500 дней» шла работа над проектом реформы экономики под авторством Николая Рыжкова — «Основные направления развития». В ее разработке принимал участие Леонид Абалкин. Он планировал шесть лет на введение рыночных механизмов.

b200027b34776689142fa04244383042

Рис. 3. Явлинский Программа 500 дней.

Что мы узнали?

Авторами программы «500 дней» были С. Шаталин и Г. Явлинский. Ее целью был переход от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Программу 500 дней кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов.

Источник

userinfo v8ed_glezin

ed_glezin

11 сентября 1990 года подавляющим большинст­вом голосов — 213 «за», про­тив 2 при шести воздержав­шихся — Верховный Совет РСФСР одобрил программу стабилизации экономики и перехода к рыночным отноше­ниям, разработанную рабочей группой С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского и внесенную Сове­том Министров России.

В. Кара-Мурза― Вы слушаете программу «Грани недели» на волнах радиостанции «Эхо Москвы». У микрофона – Владимир Кара-Мурза младший.

Наша сегодняшняя историческая рубрика посвящена 30-й годовщине не реализованной, но навсегда вошедшей в российскую историю попытке перевести экономику страны на рельсы современного рыночного капитализма.

27 июля 90-го года президент СССР Михаил Горбачев и председатель Верховного Совета России Борис Ельцин подписали совместное поручение о разработке программы перехода к рыночной экономике, получившей название «500 дней». В течение лета в подмосковном доме отдыха «Архангельское» группа экономистов под руководством заместителя председателя Совмина РСФСР Григория Явлинского работала над амбициозным планом экономических реформ.

Основными положениями программы были приватизация государственной собственности, децентрализация экономики и создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства. Программу предполагалось осуществлять в несколько этапов. Первый предусматривал приватизацию жилья, земли и мелких предприятий, второй – либерализацию цен, третий – стабилизацию рынка. На четвертом этапе, по замыслу авторов, должен был начаться экономический рост. Одним из центральных элементов программы «500 дней» было сохранение хозяйственной связи между республиками СССР и единого экономического пространства.

Важным отличием плана Явлинского от последующих реформ было проведение малой приватизации, то есть создания класса собственников и частной конкуренции в экономике до либерализации цен. «Если бы люди получили возможность на свои сбережения купить магазины, рестораны, парикмахерские, мастерские, грузовые автомобили, автобусы и т.п., то появилась бы реальная частная собственность, массовое предпринимательство, в России возник бы средний класс, — вспоминал Явлинский в одном из интервью. – Таким путем Россия могла построить эффективную экономическую систему современного капитализма». Профессор экономики Гарвардского университета Янош Корнаи называл «500 дней» лучшей программой перехода к рынку, написанной в Европе.

В сентябре 90-го программа «500 дней» и сопутствующие законопроекты были утверждены Верховным Советом России. Однако союзное правительство подготовило альтернативный план, разработанный под руководством премьера Николая Рыжкова. В качестве компромисса Горбачев предлагает сделать гибрид из двух разных программ.

16 октября 90-го года Григорий Явлинский уходит из российского правительства из-за невозможности реализовать свою программу. Вместе с соратниками по работе над планом «500 дней» он создает Центр экономических и политических исследований (ЭПИцентр). Именно команда ЭПИцентра в 92-м году будет готовить региональную программу экономических реформ для Нижегородской области, которую реализует губернатор Борис Немцов.

Читайте также:  Варенье из черешен с лимоном

Источник

userinfo v8ed_glezin

ed_glezin

Это была программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную основу в целях реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь». По собственному утверждению академика Шаталина, программа имела «явное признание капитализма». Программа содержала принципиальную новую экономическую доктрину, по мнению авторов, заключающуюся в «движении к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей», и ставила «задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям» (Введение к Программе: Человек, свобода, рынок).

Первый этап программы (100 дней) предусматривал приватизацию жилья, земли, мелких предприятий, акционирование крупных предприятий. На базе Госбанка СССР создавалась Резервная система.
Второй этап (150 дней) — либерализация цен.
Третий этап (150 дней) — стабилизация рынка.
Четвёртый этап (100 дней) — начало подъёма.

76707844

344326 900

344605 900

Фрагмент книги Михаила Горбачева «Жизнь и реформы»:

Явлинский попросился ко мне на прием. Не знаю, по поручению Ельцина или по своей инициативе. Скорее первое. Я внимательно выслушал его рассуждения, они мне импонировали, в особенности признание необходимости единого подхода к проведению реформы в рамках Союза.
Дело выглядело так. С одной стороны, правительственная программа перехода должна быть представлена в Верховный Совет Союза к началу сентября. С другой — развернута широкомасштабная работа по линии Российской Федерации. Возникала опасность конфронтации между центром и Россией. Неясна была позиция других республик. Нельзя было исключать, что они поддержат российскую программу по политическим соображениям.
Тогда и родилась идея объединить усилия в разработке рыночной программы. Вскоре появился документ за подписью Горбачева, Ельцина, Рыжкова и Силаева, согласно которому создавалась рабочая группа, в которую вошли Шаталин, Петраков, Абалкин, Явлинский, другие экономисты, а также полномочные представители правительств союзных республик. Концепцию совместной программы поручалось подготовить не позднее 1 сентября.
Подписали документ 27 июля. Первоначально Ельцин предлагал подписать его вдвоем. Подпись Силаева для него не имела значения, а вот то, что подписывает Рыжков, было трудноприемлемым. Заупрямился и Рыжков, но в конце концов уступил, объясняя «нежеланием мешать наметившемуся налаживанию сотрудничества между Горбачевым и Ельциным».
В списке рабочей группы, которой было поручено составление совместной программы, первой стояла фамилия академика Шаталина. По сложившейся традиции это означало, что он является и руководителем группы.
Где-то в конце 1988-го — начале 1989 года академик стал моим неформальным советником по экономическим, и не только экономическим, вопросам. К зарождению концепции Явлинского Шаталин не имел прямого отношения. Он был подключен к этой работе, что называется, на ходу. С большим рвением отнесся к новому поручению, и с этой точки зрения вполне обосновано, что «500 дней» стали называть программой Шаталина — Явлинского.
Я уехал в отпуск, связь с рабочей группой поддерживал через своего помощника Петракова. Из Москвы стали поступать противоречивые и все более тревожные сигналы. Группа работала напряженно, состоялись встречи с представителями республиканских правительств, а вот с союзным Совмином никакого сотрудничества не получалось. Нарастало взаимное неприятие.
По моей просьбе состоялась встреча рабочей группы с Рыжковым и Абалкиным с участием Силаева. Но разговор получился жесткий, по сути дела, непримиримый. Совместная работа над программой фактически так и не была начата. Группа Шаталина—Явлинского продолжала работать сама по себе, отдельно от союзного правительства. А правительство Рыжкова — Абалкина трудилось над собственной программой перехода к рынку в соответствии с поручением Верховного Совета.

255084 900

256681 900

Родилась программа «500 дней» и программы «400 дней доверия» Явлинского. https://www.yabloko.ru/Publ/500/400-days.html

Из комментариев в Фейсбуке:

Преамбула разработчиков и соавторов программы:

500 дней
Человек, Свобода, Рынок

О ПРОГРАММЕ, РАЗРАБОТАННОЙ ГРУППОЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ АКАДЕМИКА С.С.ШАТАЛИНА
Москва, 1990 год

Эта программа могла появиться только в условиях перестройки и полностью лежит в русле политики, начатой в 1985 году. М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин выступили инициаторами ее подготовки. И осуществить ее можно только при их совместной поддержке.

Наше общество в результате многолетнего господства тоталитарной социально-политической системы оказалось в состоянии глубокого кризиса. Нерешительность правительства, допущенные им просчеты в экономической политике, поставили страну на грань катастрофы. Жизнь людей становится все труднее, а надежды на лучшее будущее утрачиваются. Переломить ситуацию могут только хорошо продуманные и энергичные действия, поддержанные народом, опирающиеся на его солидарность и патриотизм.

У нашего общества накоплен большой негативный опыт экономических реформ, с которыми люди связывают теперь лишь изменения к худшему в своей жизни. Жизнь, к сожалению, научила их с большей готовностью верить в плохое, чем в хорошее. Реализация предлагаемой программы должна опровергнуть этот печальный опыт.

Главное отличие состоит в том, что она опирается на принципиально новую экономическую доктрину. Движение к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.

Длительный период проводилась по сути антинародная политика: богатое государство при бедном народе. Государство сконцентрировало в своих руках огромные ресурсы, практически всю собственность на средства производства. Ресурсы бездумно тратились на гигантские и неэффективные проекты, раздуваемой военной мощи, внешнеполитический авантюры с идеологической подоплекой, хотя все это давно нам не по средствам.

Программа ставит задачу: все, что возможно, взять у государства и отдать людям. Есть серьезные основания считать, что возвращение народу значительной части собственности и ресурсов на различных условиях обеспечит их гораздо более эффективное хозяйское использование и позволит избежать многих негативных явлений в процессе перехода к рынку. Необходимо решительно сократить все государственные расходы, в том числе по скрытым от общества статьям.

И только тогда, когда все возможности и ресурсы, пожираемые сегодня гигантской государственной машиной, будут повернуты на нужды людей и когда они узнают об этом, только тогда руководство страны вправе обратиться к народу с призывом проявить терпение, вынести возможные тяготы во имя Родины, во имя будущего своего и своих детей.

Мы также должны обратиться за помощью к другим странам. Они поддержат нас, если признают нашу программу достаточно решительной и компетентной, если будут уверены в том, что предоставленная помощь будет использована разумно и эффективно на благо людей.

Каждый человек, каждое предприятие, каждая территория или суверенная республика увидят в предлагаемой программе отклик на свои кровные интересы и получат с ее помощью возможность действовать ради реализаций этих интересов сейчас же, немедленно.

В этом еще одна принципиальная особенность программы: люди должны не ждать чьих-то разрешений и указаний, а поступать в соответствии со своими интересами. Программа же показывает, как лучше и эффективнее действовать в этом направлении. Человек, заинтересованно читающий эту программу, может определиться, что выгодно для него лично, и заранее решить, когда и что следует делать, что, от кого, в каком объеме и на каких условиях требовать для реализации своих экономических прав и интересов.

Созданная у нас система экономических отношений и управления народнохозяйственным комплексом повинна в том, что в богатейшей стране трудолюбивый народ живет на уровне, совершенно не соответствующем богатству территории, его таланту и усилиям. Люди живут хуже, чем работают, потому что они либо делают не то, что нужно им самим, либо то, что ими делается, теряется или не используется.

Предлагаемая программа определяет пути перехода к экономической системе, способной устранить это положение и предоставить всем гражданам реальную возможность сделать свою жизнь значительно лучше. Таким образом, программу можно рассматривать как программу реализации прав граждан на лучшую, более достойную жизнь.

Право человека на собственность

Право на собственность реализуется посредством разгосударствления и приватизации, передачи государственной собственности гражданам. Именно в возвращении собственности народу проявится в первую очередь социальная ориентация экономики. Это не акт реванша, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны, уже накопленном, и в том, что будет накоплено в будущем. Приватизация, что следует отметить особо, это форма распределения ответственности за состояние, и уровень развития общества между всеми ее членами, которые пожелают на себя эту ответственность взять. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не напоминать коллективизацию наоборот.

Читайте также:  Яблоко и лимон полезные свойства

Программа предоставляет равные шансы всем. Однако это равенство шансов не должно восприниматься как зеркальное отражение уравниловки. Для того, чтобы приватизация не превратилась в способ легального и чрезмерного обогащения немногих, сама процедура должна обеспечивать участие в ней самых широких слоев: практически каждый, даже не имея первоначального значительного капитала, сможет при желании получить свою долю национального богатства. Равенство возможностей будет обеспечиваться разнообразием форм приватизации, что даст возможность либо взять возможность имущество в аренду, либо выкупить его в кредит, либо приобрести на паевых началах и т.д.

Принципиально важным является то, что государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Собственность необходимо заработать, ибо в даровое имущество человек плохо верит и мало ценит. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и оно может быть предоставлено им бесплатно или за символическую плату. Речь в первую очередь идет о давно занимаемых квартирах с минимальным метражом на человека, о небольших садовых участках и многом другом.

Немедленно вслед за этим должна начаться работа по созданию до конца года 50-60 акционерных компаний на базе крупных государственных предприятий, а также передача или продажа за символическую плату определенных (уже фактически заработанных) категорий жилья и земельных участков.

Должна быть проведена инвентаризация национального богатства страны, в первую очередь золотовалютных резервов, стратегических запасов, имущества общественных организаций, незавершенного строительства, имущества Вооруженных Сил и некоторых других видов госимущества (легковой автотранспорт, госдачи и пр.). Местные Советы (районные и городские) проводят инвентаризацию нежилых помещений. Местные Советы также замораживают большую часть производственных строек по итогам инвентаризации незавершенного строительства. Оценивается стоимость этих объектов, неустановленного оборудования, материальных запасов в строительстве. Проделанная таким образом работа позволит приступить к реализации населению, предприятиям, кооперативам части материальных запасов.

Местные Советы оценивают стоимость торговых предприятий, предприятий службы быта, местной промышленности, мелких и средних предприятий других отраслей. После проведения анализа финансового состояния этих предприятий в печати публикуются их списки с указанием сроков и условий приватизации. Затем в условиях полной гласности о ходе приватизации начинается продажа нежилых помещений, мелких предприятий: мастерских, магазинов, ателье, киосков. Программа нацелена на то, чтобы люди могли использовать имеющиеся у них деньги для приобретения собственности. Перенесением значительной части спроса на эти цели удастся избежать и существенного роста цен при их поэтапном «освобождении».

Основная нагрузка по реализации прав граждан на собственность ложится на специально созданные органы по приватизации и на комитеты по земельной реформе при областных (районных) Советах народных депутатов.

Право граждан на экономическую деятельность обеспечивается перераспределением имущества между государством и гражданами в ходе разгосударствления, а также принятием Закона о предпринимательской деятельности. Государство создает такую хозяйственную среду, которая будет способствовать развитию инициативы и предприимчивости, максимально упростит процедуру открытия собственного дела, поможет правильно его поставить, поддержит льготными налогами и кредитами в конкуренции с крупными предприятиями. Программа исходит из того, что мелкое предпринимательство необходимо обществу для того, чтобы повернуть производство на удовлетворение потребностей каждого конкретного человека, для борьбы с диктатом монополистов на потребительском и производственном рынках, для создания необходимых условий быстрого освоения новых научно-технических идей, к которым наиболее восприимчиво мелкое и среднее предпринимательство.

Право граждан на экономическую деятельность

Как технически будет осуществляться право людей на собственность?

В первый же день начала реализации программы официально декларируется равенство прав любых физических и юридических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Объявляется программа приватизации, преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества, продажи мелких предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других. В этом же заявлении говорится о предоставлении гарантий прав собственности на любой вид имущества, кроме принадлежащего исключительно государству. Объявляется амнистия осужденных по статьям за предпринимательскую деятельность, сами эти статьи изымаются из уголовного и административного законодательства. Одновременно усиливается борьба с преступлениями против собственности граждан.

Законодательно обеспечивается благоприятная обстановка для вывода из государственной собственности предприятий по инициативе трудовых коллективов путем обращения их в Фонд государственного имущества или республиканские Комитеты по управлению государственным имуществом.

Государство будет стимулировать развитие международных хозяйственных связей, поездок за границу на работу или учебу. Попытки построить систему, отгороженную от внешнего мира, практически обрекли на деградацию и застой большинство отраслей нашей экономики. Открытие внутреннего рынка заставит отечественных предпринимателей конкурировать с дешевыми импортными товарами как внутри страны, так и за рубежом, что придаст нашему хозяйству динамичность и гибкость в удовлетворении потребностей рынка, а значит, и потребителя.

Право граждан на свободу потребительского выбора и справедливые цены

В числе прав и свобод новой экономической системы право потребительского выбора занимает не последнее место. Отечественный потребительский рынок на сегодня оказался практически полностью разрушенным, а наши потребители, то есть все мы, соответственно, бесправными. Граждане великой державы оказались заложниками пустых магазинов, практически попав под власть монополистов товаропроизводителей и монополистов товарораспределителей.

Реформа направлена на нормализацию состояния потребительского рынка путем либерализации ценообразования. А в переходный период путем формирования товарных резервов, в том числе за счет поставок по импорту с учетом предстоящего поэтапного перехода к свободным ценам на многие виды товаров. Вводится свободный курс купли-продажи валюты, разворачивается валютный рынок. Ряд крупных банков получит право торговли валютой по рыночным ценам, а советским гражданам будет разрешено хранить валюту в банках.

Существует мнение, что переход к рынку невозможен без административного повышения цен. Программа позволяет начать такой переход без централизованного повышения цен. Рынок знает рост и падение цен, а вот административная система, особенно в последние годы, меняет их только со знаком плюс. Мы видим по нашему пока еще безрыночному хозяйству, как дорожает жизнь, и это происходит гораздо быстрее, чем признает официальная статистика.

Переход к свободным ценам будет осуществляться поэтапно, начиная с тех товаров, которые не входят в число предметов потребления первой необходимости и приобретаются в основном слоями населения с высокими доходами. Тем самым тяжесть роста цен ляжет в первую очередь именно на них.

В соответствии с программой продукты должны быть дифференцированы по сортности. Широкая дифференциация цен на товары в зависимости от их сорта сочетается с низкими ценами на круг товаров первой необходимости. Поэтапно увеличивается доля свободных цен (по мере реализации мероприятий по финансовой стабилизации экономики). При продаже высококачественных продуктов на первых порах может взиматься специальный налог для поддержания низких цен на имеющиеся в продаже продукты массового спроса. Ни в коем случае нельзя начинать реформу с отмены государственных дотаций на мясомолочные продукты. Их следует сохранить, передав местным Советам право более справедливого распределения этой помощи.

Право граждан на рост доходов и социальные гарантии

Рынок, как очень мобильная система, не только либерализирует экономические процессы, но и создает механизмы, позволяющие регулировать изменения, происходящие в уровне жизни. К ним относятся индексация денежных доходов регулярный пересмотр уровней доходов в соответствии с динамикой минимального потребительского бюджета, система социального вспомоществования лицам, оказавшимся за чертой бедности.

Все большую роль в составе доходов населения будут играть доходы от собственности: получение более высоких, чем теперь, процентов по вкладам в банках и по облигациям государсевенных ценных бумаг, получение доходов от акций.

Социальная переориентация экономики невозможна без широкой структурной перестройки. Но никакая, даже самая лучшая централизованная, административно-командная экономическая система не в состоянии осуществить ее, как неспособна охватить и удовлетворить все потребности общества. Структурная перестройка потребует усилий и неизбежно временных жертв, но это не вина рынка, а результат его отсутствия. Однако без такой структурной перестройки в принципе невозможно добиться сколько-нибудь существенного роста уровня жизни. Конечно, закрытие и переналаживание многих производств потребует временного освобождения, переобучения большого числа людей. Тем самым будет формироваться новая, более эффективная структура занятости, сократятся тяжелые и вредные участки производства, ручной труд. А более квалифицированные работники на новых высокоэффективных производствах будут лучше зарабатывать.

Намечаются реорганизация службы трудоустройства и введение выплат пособий тем, кто по какой-либо причине ищет новую работу. Во время поисков работы с активным участием в этом государственных служб люди могут участвовать в общественных работах: строительстве дорог, домов, причем в первую очередь для себя. Желающие могут получить участок земли и обрабатывать его.

Читайте также:  Где лучше всего посадить черешню

Планируется организация курсов и программ переобучения и переподготовки рабочих и служащих, формирование системы добровольных общественных работ.

Острота проблемы занятости будет существенно сглажена созданием дополнительных рабочих мест на новых производствах, торговли и в сфере услуг, стимулированием развития предпринимательства и мелких предприятий.

Регулирование занятости должно обеспечить незакрепленность за работником конкретного рабочего места, а создание условий для непрерывного роста квалификации и профессионального мастерства. Именно разработка такого постоянно действующего механизма и его совершенствования в соответствии с возникающими проблемами станут ядром государственной политики занятости.

Право предприятий на свободы экономической деятельности

Экономическая свобода предприятий заключается в предоставлении им возможности действовать в интересах своих работников, собственников-акционеров и государства и в соответствии с рыночной конъюнктурой, самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, выбирать партнеров.

Практически уже с самого начала осуществления программы предприятия получают возможность поменять владельца: либо путем приватизации (главным образом для мелких и средних), либо преобразованием в акционерные общества (преимущественно для средних и крупных). А значит, коллективы предприятий сразу после объявления программы могут начать подготовку и как можно менее болезненно пройти этот процесс, что в принципе отличается от нашей практики обрушивать подобные решения как снег на голову. Они смогут по своему усмотрению решить вопрос о найме высококвалифицированных управляющих по контракту.

В целях поддержания экономической стабильности сложившиеся хозяйственные связи будут, очевидно, заморожены до июля 1991 года. Однако вслед за этим предприятия получат право самостоятельно определять номенклатуру и объем производства, потребителей и поставщиков, организовывать свободный сбыт продукции по всей стране.

Предприятия выйдут из системы отраслевых монополий и должны будут налаживать горизонтальные связи со своими партнерами. Они смогут также приобретать на оптовом рынке материальные ресурсы, в том числе объекты незавершенного строительства и т.п., свободно реализовывать излишки оборудования, материальных запасов и иного имущества, и сдавать в аренду свои основные фонды. Будет предоставлено право непосредственного участия во внешнеэкономической деятельности. Предприятия смогут покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке.

Обретая новые права, расширяя сферу своей экономической свободы, предприятия должны учитывать, что программа предполагает для них жесткие ограничения: повышение платы за кредиты, сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое снижение государственных капитальных вложений, сокращение государственных закупок, иностранная конкуренция. Осознание этих реалий поможет предприятиям лучше распорядиться обретаемой свободой.

Права республик на экономический суверенитет

Эти права обеспечиваются в соответствии с программой на основе с Договором об экономическом союзе суверенных государств и ряда соглашений, его дополняющих. Предполагается также заключение соглашений о межреспубликанских поставках, о поставках для общественных нужд, а также о механизмах поддержания хозяйственных связей в переходный период.

Главный тезис во взаимоотношениях республик и центра состоит в том, что никто никем не руководит и не командует. Вся программа исходит из уважения к принятым республиками декларациям о суверенитете. Экономическую реформу невозможно провести на основе распоряжений из центра, какими бы верными они ни были. Народы больше не желают терпеть положение, при котором коренные вопросы их жизни решаются в центре, без их участия. Программа учитывает стремительный рост национального самосознания, поэтому основная роль в проведении преобразований отводится республиканским правительствам и местным органам власти. Власть должна приблизиться к людям.

Реализуя свои права на экономический суверенитет, народы получат возможность самостоятельно распоряжаться национальным богатством своих республик, не допускать бессмысленной растраты ресурсов, сохранить для следующих поколений природу, богатства недр. Республиканские правительства теперь несут ответственность за развитие своих территорий и, соответственно, берут на себя большую часть полномочий по управлению экономикой.

В республиках будут определяться уровень основных налогов, формы и способы приватизации, регулироваться цены на большинство товаров. Каждая республика сама найдет пути к земельной и жилищной реформам. Республиканские правительства выработают свою систему социальных гарантий, самостоятельно сформируют республиканский бюджет. Союзу передаются средства на финансирование только тех программ, в которых народы действительно заинтересованы.

Экономическая интеграция необходима, но она должна строиться не на унитаризме и диктате центра, а на добровольности, взаимовыгодности и равноправном партнерстве. Вступая в экономический союз, суверенные республики договариваются об общих принципах экономической политики, о развитии единого рынка и согласованном проведении реформы. Органы управления союзом формируются на основе паритетного представительства всех республик. Формирование этих органов планируется уже в самом начале программы. Полномочия, предаваемые союзным органам управления, согласовываются всеми республиками и закрепляются в Договоре об экономическом союзе.

Участие в экономическом союзе должно быть выгодным для суверенных республик, поэтому следует предусмотреть добровольность вступления и право свободного выхода из союза. Вместе с тем член экономического союза должен взять на себя определенные обязательства, согласованные всеми его участниками. При отказе от выполнения этих обязательств, но при желании участвовать в некоторых социально-экономических программах союза, республика получает статус ассоциированного участника (наблюдателя), что сужает ее права в рамках союза.

Экономические права центра

Представляют собой сумму прав, делегированных суверенными республиками. В рамках этих согласованных прав центр осуществляет свои полномочия по управлению общественным имуществом и фондами, экономическими программами общесоюзного значения, а также обеспечивает максимально возможную согласованность в проведении реформы.

Наше общество имеет безусловное право жить лучше уже сегодня, а не в отдаленном завтра, и предлагаемая программа перехода к рыночной экономике нацелена на возможно более полную реализацию этого права.

Рабочая группа вполне осознает, что у предлагаемой программы есть недостатки, но верит, что окончательную ее доработку осуществит уже жизнь. Ограниченный месяцем срок нашей работы, отсутствие важной информации не позволили нам сделать большего.

Мы выражаем благодарность сотням специалистов, представителям рабочих коллективов, ученым и целым научным учреждениям, оказавшим поддержку и практическую помощь в сложной работе.

С. ШАТАЛИН, Н. ПЕТРАКОВ, Г. ЯВЛИНСКИЙ, С. АЛЕКСАШЕНКО, А. ВАВИЛОВ, Л. ГРИГОРЬЕВ,
М. ЗАДОРНОВ, В. МАРТЫНОВ, В. МАЩИЦ, А. МИХАЙЛОВ, Б. ФЕДОРОВ, Т. ЯРЫГИНА, Е. ЯСИН

255403 900

255695 900

255805 900

256244 900

256466 900

Из интервью Григория Явлинского:

Программа «500 дней» до сих пор обсуждается среди людей, интересующихся перестройкой. Несколько вопросов о ней: Это спасательный круг социализму (попытка пойти путем, которым успешно идет Китай) или ультиматум — резкий переход к капиталистическим отношениям?

Программа «500 дней» была про то, как надо было готовить страну к переходу к эффективной рыночной экономике от уже неработающей плановой системы, как это сделать без катастрофы, без погружения всей страны в бедность, без гигантского спада производства. Программа последовательно, профессионально и, что важно, открыто публично формулировала план действий на первые полтора года реформ.

Например, предлагалось не устраивать гиперинфляцию и уничтожение сбережений, как это сделал Гайдар, а ликвидировать денежный навес путем предоставления людям возможности покупать мелкие и средние производственные активы за счет личных денег, накопленных за годы советской власти. Если бы люди получили возможность за свои сбережения купить магазины, рестораны, парикмахерские, мастерские, грузовые автомобили, автобусы и тому подобное, что тогда называли «средствами производства», то появилась бы реальная частная собственность, массовое предпринимательство, в России возник бы средний класс.

Вообще, одной из важнейших целей программы «500 дней» было заложить основу для создания в стране многочисленного и устойчивого среднего класса, чтобы на следующем этапе он смог стать участником акционирования крупных предприятий. Приватизацию можно и нужно было осуществлять именно так, а не через мошенничество с ваучерами и криминальные залоговые аукционы. Таким путем Россия могла построить эффективную экономическую систему современного капитализма.

Кроме того, «500 дней» была адресована всему Союзу, а не только России и предполагала сохранение общего экономического пространства между союзными республиками — банковский союз, единое таможенное пространство, свободная торговля, общее экономическое и трудовое законодательство…Подготовленный мною такой Экономический договор даже был подписан в Кремле 13 республиками, в том числе, кстати говоря, Украиной, осенью 1991 года. Но потом все это было уничтожено Беловежской пущей.

Явлинский и 500 дней.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector