- Основные термины винилологии
- Немного о пластинках
- Как разобраться с «винилом»: что нужно знать о пластинках, которые мы покупаем
- Билет на «винил»
- Пластинка, зачем вернулись ты?
- «Винил» – стариковский прикол?
- Новоделы и первопрессы
- Заблуждение: электронная музыка – цифровая и ее можно собирать даже на CD
- Что дарить, чтобы крутить
- Подход к снаряду
- Этика и психология «виниловой» жизни
- Продавец – барыга или советчик
- Пластинки этого лейбла – знак серьезной коллекции
- Культурные ценности на виниловых редкостях
- «Виниловое» разумное, доброе, вечное
- Последняя «дорожка» второй стороны
Основные термины винилологии
Обсудим значения терминов, которые необходимо понимать, чтобы разбираться в различных изданиях пластинок. Замечание: на английском языке приведены не буквальные переводы, а наиболее подходящие по смыслу и общепринятые эквиваленты.
Многие понятия приведены не в своём классическом, строгом значении. Мы раскрываем термины ровно настолько, насколько это вам необходимо, чтобы правильно трактовать информацию, найденную на пластинке. Например, мы не углубляемся в точный химический состав виниловой смеси, не обсуждаем классическое понятие маркетинга и т.п. Мы упоминаем «кривую RIAA» при обсуждении коррекции, но если вы хотите глубже понять, что такое коррекция, — на Википедии есть отличная подробная статья.
Некоторые термины исторически трактуются неоднозначно. В данной статье мы определяем то, как именно мы будем в дальнейшем их трактовать (например — термин «матрица»).
DMM (Direct Metal Mastering) — технология начальной стадии производства пластинки, представленная немецкой компанией Teldec в 1982 году. Широко использовалась начиная с середины 1980-тых годов. В отличие от традиционного способа, нарезка звуковой дорожки по данной технологии производится на медный диск. Это диск способен уже служить образом для изготовления штампов, таким образом исчезала необходимость в промежуточной паре операции «зеркалирования» — в создании «мастера» и «позитива». Технически эта технология нарезки избавлена от многих недостатков традиционной, но привносит свои недостатки. Что касается звучания пластинок, изготовленных данным способом, — вопрос спорный и поднимать его в данной статье мы, пожалуй, не станем.
Metalwork (англ.) — важный термин, аналог которому в русском языке подобрать сложно (буквально — работа с металлом). По смыслу может быть заменен термином «гальваника». В общем, metalwork — это работа с различными промежуточными металлическими оттисками будущей пластинки. На Западе существовали отдельные компании, специализировавшиеся именно на данном виде работ — тиражировании металлических оттисков.
Ацетат (англ. acetate) — тот же нарезанный лаковый диск. Термин пришел из тридцатых годов, когда эти диски делали из ацетата целлюлозы, впоследствии использовались, конечно, другие материалы. Как правило, ацетатом сейчас называют лаковый диск, который не пошел в производство, а был нарезан для тестирования или для одноразового использования (на радиостанции, например). Надо понимать, что ацетат — всегда односторонний и, конечно, сделан не из винила. Не путайте этот термин с тестовым отпечатком (test pressing). Очень часто продавцы предлагают тестовые отпечатки, называя их ацетатами, это абсолютно не корректно!
Винил (англ. vinyl) — сокращенное название полимера «поливинилхлорид», или ПВХ. Является основным компонентом смеси для производства грампластинок. Строго говоря, винил — термин химический, обозначает радикал (т.е. часть молекулы) этилена. В настоящее время термин «винил» широко употребляется в значении «грампластинка».
Внутренний конверт (англ. inner sleeve, bag) — конверт, помещаемый внутрь обложки альбома и используемый для дополнительной сохранности диска — он может содержать или не содержать информацию, может быть картонным, бумажным, полиэтиленовым и т.д.
Дистрибьютор (англ. distributor) — фирма, осуществляющая хранение готовой продукции и её распространение, продвижение на рынке, во многих случаях — и производство пластинок. Термин «дистрибуция» применительно к индустрии грампластинок иногда использовали синонимично термину «маркетинг», хотя, строго говоря, это не вполне корректно.
Звукозаписывающая компания (синоним — лейбл, англ. recording company, label) — компания, фирма, обладающая правами на издание записей исполнителя и обеспечивающая их распространение. У звукозаписывающей компании и множество других функций, но эти две наиболее существенны для нас.
Издание, тираж, выпуск (сленг — пресс, англ. pressing, run, issue) — близкие по смыслу термины, но есть, всё же, нюансы. Строго говоря, тираж — термин, скорее, производственный это совокупность экземпляров пластинки, изготовленных в определенный промежуток времени. А издание — термин коммерческий, когда фирма принимает решение издать данный альбом, поэтому технически одно издание может состоять из нескольких тиражей (сколько-то продали, отпечатали ещё сколько-то, вот вам и два тиража).
Конверт (англ. sleeve, в буквальном переводе — рукав): в общем, конверт и обложка — сходные по смыслу и взаимозаменяемые понятия, но конвертом всё же разумнее называть внутренний конверт для пластинки — см. термин. А обложка (cover) — то, что снаружи. Для семидюймовых дисков (миньонов) как правило, используется только термин «конверт» (sleeve).
Контрактное издание (англ. contract pressing) — тираж пластинки, выпущенный сторонним производителем (заводом). Знание нюансов контрактных изданий очень важно. См. статью Контрактное издание.
Лаковый диск, лакер (англ. lacquer) — алюминиевый диск, покрытый нитроцеллюлозным лаком, на котором нарезается звуковая дорожка. Служит основой для цепочки последующих отпечатков, получаемых электрохимическим способом: лаковый диск (позитивный) — мастер (негативный) — позитив (позитивный) — штамп (негативный) — пластинка.
Лейбл (англ. label) — широко используется не только в значении «этикетка», но также в значении «звукозаписывающая компания».
Мастеринг (англ. mastering) — процесс финальной обработки звука перед нарезкой лакового диска и собственно процесс нарезки. Очень важный термин, т.к. именно мастеринг в основном определяет, как пластинка будет звучать. В общем, мастеринг — перенос информации с ленты на лаковый диск, в процессе которого звук определенным образом меняется.
Мастер (англ. master, father) — металлический негативный отпечаток лакового диска. Как правило, производится в единственном экземпляре, т.к. после «зеркалирования» лаковый диск приходит в негодность.
Мастер-лента (master tape) — магнитофонная лента с окончательным вариантом записи. Строго говоря, источником для нарезки лакового диска служила копия мастер-ленты, специальным образом подготовленная для нарезки (vinyl cutting master).
Матрица (англ. matrix) — В одном из своих общих значений матрица — это некий инструмент для создания предметов подобной себе формы. В производстве пластинки, говоря совсем строго, каждый из последовательных оттисков с нанесёнными на него музыкальными дорожками, является матрицей для последующего оттиска. То есть для мастера матрицей является лаковый диск, для позитива матрицей является мастер и т.д. На практике, в разных странах и на разных заводах матрицей могли называть, например, как негативный мастер диск (master, father), так и позитивный диск (mother). Для изучения различных вариантов пластинок, наиболее целесообразно ассоциировать матрицу с ЛАКОВЫМ ДИСКОМ или же С ЕГО ОТПЕЧАТКОМ, МАСТЕРОМ. Номер матрицы, отпечатанный на лаковом диске, включает (как правило) его порядковый номер и переносится, естественно, на все последующие отпечатки вплоть до готовой пластинки.
Монтажное кольцо (англ. mounting ring, pressing ring) — отпечаток на этикетке в виде окружности, может быть вдавленным или выпуклым. Это — ничто иное, как след от болта или гайки, которыми крепится штамп к пресс-форме. В разные периоды времени заводы использовали разные пресс-формы, поэтому по типу монтажного кольца можно приблизительно датировать экземпляр пластинки.
Номер матрицы (англ. matrix number) — информация, указанная на сбеге пластинки и содержащая каталожный (или заводской) номер пластинки, нумерацию стороны и, что самое важное — порядковый номер лакового диска. В этот термин можно включить также и другую информацию о мастеринге, содержащуюся на сбеге. В настоящее время большинство коллекционеров понятие «номер матрицы» связывают именно с порядковым номером лакового диска, т.е. нарезки. Однако, в корне неверно включать в понятие «номер матрицы» нумерацию позитива и штампа.
Обложка (англ. cover): Строго говоря, под обложкой чаще понимается наружная, оформленная и несущая информацию обложка пластинки. На заводе EMI в Англии использовали термин «jacket».
Персональная этикетка (специальная этикетка) (англ. custom label) — этикетка с дизайном, созданным специально для данного альбома.
Позитив («мать», англ. positive, mother) — металлический диск с дорожками («позитивный»), отпечатками которого являются штампы. Сам позитив, в свою очередь, является отпечатком мастера (мастер — диска). Из одного мастера можно было получить до 20 позитивов (в исключительных случаях — и более).
Пресс-форма (англ. mould) — деталь пресса для производства пластинок, которая удерживает штамп. Между двумя пресс-формами и выпрессовывается диск. Пресс-форма определяет профиль зоны этикетки — кольца, выпуклости, углубления и т.д.
Промо экземпляр (англ. promo copy, white label promo): пластинка из ограниченного, предварительного тиража, отпечатанная в целях рекламы. Как правило, этикетки на них имели белый фон. Существует мнение, что такие экземпляры звучат особенно хорошо, и это мнение не лишено смысла просто потому, что они — из ранних партий. Но какого-то особого внимания промо экземплярам не уделяли, это, по сути, — стандартные отпечатки из первого тиража. Данный термин, в основном, применим к американским пластинкам. В Великобритании такие экземпляры чаще назывались Factory Sample Copy и имели обычные этикетки, но с наклеенными стикерами. Также в Великобритании для предварительного ознакомления использовались test pressings (тестовые экземпляры) с белыми этикетками. Помним, однако, что переиздания (или просто поздние тиражи) тоже иногда предварялись промо экземплярами!
Сбег (англ. run-out groove, run-off, dead wax): область пластинки вокруг этикетки, не содержащая музыкальной информации. На сбеге наносятся очень важные данные о пластинке — номер матрицы, позитива, штампа. Зачастую там присутствует информация о заводе, где отпечатан диск, студии, где произведен мастеринг и инженере, осуществившем мастеринг.
Состояние, оценка состояния (англ. condition, grading): отражает степень износа диска, обложки и прочих элементов альбома по отношению к состоянию абсолютно нового экземпляра. Существует несколько систем оценки состояния (grading systems), подробнее — в соответствующей статье.
Тестовый отпечаток (англ. test pressing): тестовый, пробный экземпляр пластинки, печатался, как правило, с первого штампа. Не путать с ацетатом! Test pressing — это полноценная виниловая пластинка, хотя иногда тестовые отпечатки бывают и односторонние.
Штамп или стампер (англ. stamper) — металлический диск («негативный»), с которого прессуется пластинка. Очевидно, что для одного диска необходимо два штампа — по одному на каждую сторону. Получается электрохимическим «зеркалированием» позитива. На базе одного позитива производили до 70 штампов (иногда — больше). А с одной пары штампов печатали от 300 до 5000 дисков.
Этикетка (синонимы, в т.ч. сленг: лейбл, пятак, яблоко) (англ. label) — бумажная наклейка в центре пластинки, несущая информацию о ней. Строго говоря, этикетка не наклеивается, а впрессовывается в диск в процессе печатания (хотя, существовали и другие, более экзотические, технологии). В определенные периоды времени этикетки одной и той же фирмы грамзаписи имели идентичный дизайн. Английское label используется также в значении «звукозаписывающая компания».
Немного о пластинках
Допустим, вы приобрели проигрыватель, и, взяв первую пластинку в руки, смутились его «яблоком», т.е бумажным кружком по середине, мол, что-то тут много всего понаписано и ничего не понятно.
А вот когда вы уже берете второй диск, то ощущаете разницу..
Давайте разберемся что из себя представляет это непонятное яблоко!
Сразу видим деление: сверху вся информация о изготовителе, снизу информация по продукту.
Стерео-моно обычно пишут названиями, но лучше запомнить изображения. Сейчас же все пишутся в стерео с 33 оборотами, т.к. 78 уже вымерли, а 45 используются для миньонов (7-дюймовок или EP).
Спускаемся чуть ниже и видим такие строки:
Следующая цифра означает, что
Дальше у нас идет 0, т.е вторая цифра обозначает формат пластинки.
За ним, через тире, идет пятизначный порядковый номер записи. На первой стороне он нечетный, на второй N+1.
С первой строчкой разобрались, спускаемся ниже к 3 гр. 1-90.
Тут пишется репертуарная группа и стоимость самой пластинки.
А 1-90 это ее стоимость, т.е 1 рубль 90 копеек.
У меня есть эта пластинка, поэтому я сейчас скажу сколько она стоила в те времена.. 2 р 15 коп. Не хило завысили за конверт!
Справа же указан номер ГОСТа и ниже цифра, обозначающую сторону пластинки. Если в конверт 4 диска, то дополнительно в скобках пишут их количество, т.е. 1(4) или 3(4).
Давайте вернемся к стоимости конверта и все-таки поймем почему такую цену взвинтили за какую-то обложку..
Конверт ведь не просто упаковка для пластинки, это чаще его художественная иллюстрация. Сзади пишут аннотации от исполнителей или критиков, перечислены авторы пластинки, фамилии всех, кто был причастен к выпуску диска. Если же конверт двойной, то внутри бывают тексты песен или же ноты, порой есть вкладыш-плакат.
Ну и помимо вот такой эстетической ценности, на конверте так же пишут год записи, тираж, его выпуск, завод-изготовитель.
Кстати, мы же не затронули еще ту информацию, что находится выше черты, где указан завод-изготовитель.
Наша пластинка выпущена на «Московском опытном заводе Грамзапись», как его еще называют МОЗГом, поэтому начнем с него, а дальше перейдем к другим заводам, тем более что МОЗГ был главным заводом у Мелодии.
До 1986 года завод делал лаковые диски фонограмм присланных из «Всесоюзной студии грамзаписи» (указано на пластинке), а потом приступил к медным. Кстати, этот завод выпускал самые хорошие по качеству пластинки, жаль только что тираж у них был мизерным, не хватало мощностей..
Так как Апрелевка выпускал большие тиражи, то матрица изнашивалась и поэтому пластинки могли получить и отличные, и среднячок.
Поэтому при покупке таких пластинок обращайте внимание на номер записи.
В основном выпускала классику и рок среднего качества, т.е. пластинки были толстыми, конверты из простой бумаги, да еще и с задержкой в год от МОЗГа.
Наравне с МОЗГом можно поставить Рижский.
(«Рижский ордена Почёта завод грампластинок»)
Студия была оснащена крутым качественным оборудованием, поэтому пластинки получались высокого качества и зачастую импортировались.
Самыми плохими заводами считаются Ташкенский и Тбилисский.
Про первый завод говорят, мол, культура производства была слабой, пластинкам не давали остыть и из-за чего они были с песочком.
Второй же завод делал кассеты, делал хорошо, а пластинки лепил хуже Ташкенского, к тому же и яблоко плохо пропечатывалось и проклеивалось.
Ну и напоследок разберемся с цветом яблока.
Говорят что самым лучшим по качеству идут от темных цветов к светлым, а самым плохим считается белое яблоко. Я же в эту фигню не верю, все зависит от завода и от оборудования.
Кстати, если вы покупаете пластинку и видите что яблоко неоднородного цвета, а такое в пятнышках, то значит бывший владелец нещадно мыл ее под водой и только и всего, беспокоиться не стоит.
Мда уж, огромным получился сегодняшний пост, а я рассчитывал на пару абзацев, когда садился писать.
Баянометр ругается на картинку, потому кто-то где-то ее уже использовал
Как разобраться с «винилом»: что нужно знать о пластинках, которые мы покупаем
Процесс коллекционирования пластинок (проще говоря, «винила») уверенно набирает обороты. Если раньше меломаны со стажем снисходительно поглядывали на молодняк, поддавшийся моде и сметающий с полок все подряд, не обращая внимания на лейблы, годы выпуска, а часто и состояние той или иной пластики, то теперь гордый снобизм «старших товарищей» сменился откровенным испугом.
Активная молодежь, владеющая английским, в состоянии не просто разыскивать нужные диски в интернете, но и ездить за ними напрямую в Европу, налаживать контакты и (о, ужас!) забираться в самую заветную область – продажу дисков населению. В профильных группах в соцсетях «ветераны движения» огрызаются, скалятся и гнут пальцы, но процесс отлично идет и без них.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Интерес к винилу растет. И найти сейчас первые издания многих пластинок «классики» рока и редких лейблов не так-то просто. Существует легкая опасность быть обманутыми не просто плохо одетым дядей-спекулянтом из времен СССР, а хорошо подготовленным менеджером.
Своими советами о том, как увереннее чувствовать себя в мире винила, делится коллекционер и управляющий магазина «Грамзапись» Иван П.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Билет на «винил»
К винилу я пришел в середине 80-х, когда еще проживал в Восточной Сибири. Мой папа – научный работник, познакомил меня с одним из своих бывших студентов. Вероятно, решив, что если уж ребенок заинтересовался какими-то «хевиметалами», то пусть имеет дело с нормальными людьми, а не с неизвестно какими грамотеями в лесах и подворотнях. Этот бывший студент (спасибо ему!), привел меня к важным людям и сказал, что я сын серьезного человека, и что сам я уже очень серьезный, и что мне можно доверять пластинки. Каждая из них стоила как средняя зарплата. Вскоре я уже активно слушал и переписывал.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Авиабилеты тогда были недорогие и мы летали за пластинками в Москву, в Горький (Нижний Новгород), в Питер, в Прибалтику. В 1991 общественно-политическая формация в стране сменилась: всем разрешили открывать лавки. Старшее поколение понаоткрывало лавок, продающих пластинки, и я во всем этом деятельно участвовал. В период почти полной потери интереса народа к «винилу» (с 1994 до начала 2000-х) продавать пластинки было почти невозможно. Я это детское впечатление до сих пор в себе не изжил. Наверное, уже и не стоит стараться. Тем более, что пластинок стало много. И купить их можно легко. Во всяком случае, авиабилет для этого, как правило, не нужен.
Пластинка, зачем вернулись ты?
Во-первых, живо еще на планете большое количество людей, которые помнят «виниловый» (LP) формат с тех пор, когда он был основным. А детско-юношеские впечатления самые прочные. Во-вторых, виниловая пластинка – это более осязаемый предмет, нежели компакт-диск (CD). Как бы ни старались художники и дизайнеры что-то туда напихать, все равно смотреться не будет. В-третьих, то, что выходило на LP, в варианте CD, на мой взгляд, звучит как кастрюля на марше голодных пенсионеров. Все превращается в какую-то очень простенькую и не особенно живую музыку.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
«Винил» – стариковский прикол?
Все больше молодежи покупает пластинки. Парни и девчонки смотрят, как взрослые дяди (некоторые даже прилично выглядящие) неистово носятся с этими пластинками. Как бы младшее поколение ни демонстрировало свою независимость, в качестве примера они будут использовать опыт старшего. Не могут же они получить какой-то интересный пример с Луны или с Марса.
Новоделы и первопрессы
Лично я к переизданиям («новоделам») отношусь спокойно, то есть равнодушно. При этом нельзя отрицать тот факт, что за последние 15 лет вышла куча новых альбомов, и если эта музыка вызывает интерес в «виниловом» варианте, значит, надо покупать эти пластинки. Определенный контингент людей не подозревают о существовании оборота старых оригинальных пластинок. Распространенная реакция на «оригинал» 60-х: «А она, что, старая?» Предполагается, что там все исцарапано, на ней ровным слоем лежат тараканы, мухи, и прочий септический криминал. Но за последние пять-семь лет, как только пошел более или менее массовый интерес к старым пластинкам, с рынка просто вымылись все более-менее интересные наименования из числа тех, которые еще вчера валялись на каждом углу за копейки.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Новоделы делятся на два вида. В первом случае на завод засылается файл, записанный с СD, и на выходе мы имеем закатанный на черную пластмассу компакт-диск, немного облагороженный черной пластмассой. Во втором – неторопливые профессионалы находят где-то катушку с исходной записью, перегоняют на матрицу и с нее печатают пластинки, которые могут быть не хуже оригинальных. Если человек слушал Led Zeppelin в 1969 году, он наверняка найдет «10 отличий» и будет плеваться. Если человек родился в 1989 году и желает ознакомиться с творчеством этого коллектива, то такой диск для него – отличный выбор. Та как самый первый оригинал 1969 года большинству из них будет просто недоступен по цене.
В 70-80-х пластинок популярных в то время исполнителей было выпущено огромное количество и можно предположить, что они не закончатся никогда. От себя скажу: если человек всерьез полюбил пластинки и собирается достаточно долго жить на планете Земля, то правильнее всего обратить внимание на издания начала 90-х годов. Это относится к музыке любых жанров. Не важно, что это – классика, джаз, рок, поп, металл, панк.
Заблуждение: электронная музыка – цифровая и ее можно собирать даже на CD
Если это пластинка начала 90-х, то до того, как она была переведена «в цифру», она все равно попала в руки людей, которые работали еще на старых, не демонтированных заводах, которые функционировали с 60-х годов. А некоторые даже с конца XIX века, выпускавшие еще патефонные пластинки. Весь цифровой материал все равно проходил все стадии и манипуляции, через которые проходили аналоговые издания. Отдельные заводы могли просуществовать до конца 90-х годов, хотя на них выпускали всякую виниловую диджейскую ерунду.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Новые заводы были запущены в середине 2000-х. Например, в студии Кельна (ЕMI Electrola) работают специалисты, которым по 80 лет, и они по оговоренной цене сделают из принесенной катушки матрицу такую же пластинку, которую делали в 60-70-х годах. Так что не исключено, что новые пластинки хороши ровно до тех пор, пока в процессе их изготовления участвует старшее поколение.
Что дарить, чтобы крутить
Мы всегда спрашиваем, насколько человек, которому предназначается подарок, искушен в пластинках. Девочка 15-ти лет будет счастлива любой пластинке от The Velvet Underground «с бананом на обложке» до Робби Уильямса. Если это дядя почтенного возраста, скорее всего, он уже обременен довольно большим количеством пластинок, и абы какие ему не нужны. Условно, если дядя любит Рея Чарльза, то он хочет, чтобы Рей Чарльз был выпущен на фирме Atlantic, причем «пятак» должен быть трехцветным.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Есть определенная категория людей, которые спрашивают: «Black Sabbath «спиральный» есть? Нет? До свидания». Некий контингент людей коллекционирует пластинки лейбла Vertigo Records, на яблоках которых изображена большая черно-белая спираль, в народе называемая «спираль» или «сверло». Пластинки без «сверла» этот контингент людей считает пластинками для унтерменшей. Но это, как правило, люди почтенного возраста. Очень глубоко закопавшиеся и продолжающие закапываться еще глубже. С ними, пожалуй, сложно.
Подход к снаряду
Практически любой альбом сейчас можно послушать в интернете. Если вы подходите к вопросу всерьез, изучите на специализированном сайте лейблы и каталожные номера. В специализированных «виниловых» магазинах есть как действительно редкие, старинные, первые издания, которые стоят каких-то заметных денег, так и самые обыкновенные и недорогие пластинки, вполне пригодные для того, чтобы их просто слушать и радоваться.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Этика и психология «виниловой» жизни
Раньше покупатель не считал продавца сильно глупее себя. Теперь же, как правило, покупатель мнит себя уникальнейшей личностью. Разумеется, это всего лишь иллюзия, но никто не хочет, чтобы его в ней разубеждали. Чем младше покупатель, тем он больше уверен в своих энциклопедических познаниях. Чем покупатель старше, тем более он склонен к диалогу и к тому, чтобы узнать что-то новое, так как уже собрал свои 7000 «обязательных» пластинок и нуждается в новой информации.
Продавец – барыга или советчик
Старая школа «винилового ритейла» любила представлять покупателю рассыпающиеся в руках пластинки, как «муха не сидела». Сейчас этого почти нет, но если вы не знакомы с продавцом, то наиболее естественным жестом будет вытащить пластинку из конверта и посмотреть, как она себя чувствует. Не стоит делать большой трагедии из поверхностных царапин и из загрязнения. Если пластинка грязная, но она вам нужна и цена вас устраивает, вы вполне ее можете помыть: на специальной мойке в каком-нибудь магазине, в домашних условиях на ручной машинке для мойки пластинок. Или просто стереть пыль влажной салфеткой.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Если на пластинке есть глубокие царапины или дорожка изъезжена и пластинка из черной постепенно становится серой – спасти ее уже никак не получится. Истории о том, что существуют какие-то пластинки с переклеенными «пятаками», с какими-то подрисованными шариковой или чернильной ручкой надписями – ушли в разряд легенд. Сейчас, когда речь идет о пластинках, которые стоят 5 – 10 тысяч евро, продавец прекрасно понимает, что если что-то будет не так, ему просто оторвут голову. Существуют и подделки, которые продаются так же, как в переходах часы Vecheron Constantin по 800 рублей. Они выглядят как настоящие издания, но продавцы их происхождение и ценность не скрывают.
Пластинки этого лейбла – знак серьезной коллекции
Из выпускающих лейблов, которые воспринимаются как легендарные – это Vertigo, Island, Brain, Harvest, Charisma, ECM, Blue Note. Понятно, что собрать все пластинки гигантов вроде Columbia, Sony, RCA, Virgin, EMI или Atlantic просто невозможно в силу того, что само складирование займет очень много квадратных метров. Более локальные лейблы (Noise, Under One Flag, Steamhammer, Earache, Factory, 4AD, Beggars Banquet, Ohr, Plane) – предмет коллекционирования. Кроме того, ухищрения продавцов пластинок по всему миру ведут к тому, что каждый год рождаются «новые» жанры. То есть старые записи 50-80-х годов называют как-то по-новому, и они превращаются в отдельный стиль. Например, как это было с «итало-диско». Раньше было просто диско (в том числе и диско, исполняемое итальянцами), а теперь появились продавцы и собиратели старого «итало-диско».
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Культурные ценности на виниловых редкостях
Есть коллекционеры, собирающие одного исполнителя в разных аранжировках, изданиях и прочтениях. Исполнение песен Владимира Высоцкого шведскими или финскими исполнителями у них на Родине, мягко говоря, никем не востребовано, а в России его имя – однозначно культовое. Наш человек собравший все записи Высоцкого на общеизвестных пластинках, начинает собирать, где есть хотя бы три секунды звучания голоса Владимира Семеновича или что-то связанное с его именем. Это значит, что коллекционер уже «на крючке»! На самом деле смешно, когда знаешь брутальное исполнение Высоцким «Охоты на волков» и понимаешь, о чем он поет, а потом слушаешь, как смешные шведские тетеньки, не представлющие «волков», о которых идет речь, перепевают эту песню.
«Виниловое» разумное, доброе, вечное
Основной предмет спроса на виниле – пластинки Pink Floyd. Если бы этой группы не существовало, продавцам в России жить было бы гораздо сложне. Молодежь на удивление активна в покупке пластинок «ветеранов» вроде Black Sabbath и Deep Purple. Казалось бы, что девочки и мальчики 14 – 16 лет находят в Deep Purple? Тем не менее, они их покупают регулярно. Дальше идут, естественно, Beatles и Rolling Stones, а потом Боб Дилан, Эрик Клэптон, Doors, Queen, Джимми Хендрикс, Дэвид Боуи, Nazareth, Sweet, Slade, Who, Kinks, Troggs, Джоан Баэз, Джэнис Джоплин, Genesis, Jefferson Airplane, Motorhead, Kiss. Потом 80-е и 90-е – Accept, Scorpions, Metallica, Judas Priest, Iron Maiden, R.E.M., The Clash, Ramones, Talking Heads, Blondie, The Cure, Joy Division, Nirvana, Pearl Jam, Sonic Youth, Prodigy, Moby.
Нечасто попадаются молодые люди, которые спрашивают что-то не из перечисленного. Но все же есть из них те, которые копают глубже. Они не визжат и не делают селфи рядом с пластинками, а спрашивают альбомы Dead Can Dance, Clock DVA, Impulse To Manslaughter. Или, например, Tangerine Dream, Клауса Шульца, Шнитке и одновременно Рика Астли и Эролла Гарнера.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Очень серьезные люди – почитатели «тяжелой» музыки. Как правило, металлисты – люди прожорливые, и один человек, даже не считая себя мегаколлекционером, может любить и уважать сотни коллективов и неустанно их приобретать по мере своих финансовых возможностей. Доходит и до драк за какую-нибудь особую редкость вроде альбомов Exumer (Possessed By Fire), Accept (Objection Overruled) или Artillery (By Inheritance). Особенный ажиотаж наблюдается перед концертами. Если в Москву приезжает, например, Доро Пеш, это значит, что за две недели до выступления каждый день будут забегать люди и спрашивать Дору или ее бывшую группу Warlock. После чего скупят все, потому что прийти на концерт и попробовать взять автограф «на виниле» считается очень крутым.
Последняя «дорожка» второй стороны
Коллекционирование пластинок – это вам не коллекционирование календариков, почтовых марок, пивных этикеток и крышечек. На пластинках записана музыка, которая всегда имела сакральный характер и считалась даром богов. Кто может сказать, что пивные крышечки или модельки автомобилей – дар богов?
Тоp-3 магазинов пластинок для начинающих всерьез
1. «Грамзапись/ Новое Искусство», ул. Бутырская, 5. Классика рока 60 – 70-х, «новоделы», подарочные издания.
2. «Галерея Музыки», ул. Лесная,1. Редкие издания классики рока, джаза, соула, фанка, «новоделы», пластинки по сниженным ценам.
3. DIG, ул. Яузская, 5. В помещении клуба «Дич». Рок, панк, новая волна, классика рока.