Яблоко партия что обещает

Цель «Яблока» – борьба за свободу и будущее России

Съезд «ЯБЛОКА» констатирует, что состояние нашей страны за прошедший год качественно изменилось. 1 июля 2020 года произошел слом российской государственности в том виде, в котором она существовала почти 30 постсоветских лет. Конституция выведена из правового поля, запущен процесс разрушения права в масштабе всей страны.

RIAN 6262478.MR .1000.ruФото: Виталий Тимкив/РИА Новости

Основные причины этого знакового события: отказ от государственно-правовой оценки сталинизма и преступлений советского периода, грубые просчеты в логике и содержании реформ 90-х годов: гиперинфляция, залоговые аукционы, слияние власти, собственности и бизнеса, порождение олигархии, криминализация общества.

На этой основе в стране создан номенклатурный автократический, неправовой, полукриминальный и антисоциальный политический режим с идеологией демагогического патриотизма, хронически стагнирующей экономикой и беднеющим населением.

Люди рассматриваются «системой Путина» как ресурс, нужный для осуществления приоритетных целей режима: самосохранения, обеспечения внешнего и внутреннего невмешательства в проводимую им политику, создания зоны влияния за пределами страны и проведения политики ограниченного суверенитета в отношении ряда соседей.

Происходит институционализация неконституционных силовых структур в форме ЧВК. Остро стоит вопрос об «эскадронах смерти» и использовании боевых отравляющих веществ против политических оппонентов.

Эти условия делают невозможной нормальную политическую, партийную работу, связанную с участием в выборах, представлением интересов граждан в органах власти, совершенствованием законодательства.

Делать ставку на популизм и сведение повестки дня к борьбе «хороших парней против плохих» не просто бесперспективно, но и крайне опасно. Строить альтернативу Путину на национализме или разжигании социальной розни, на мести, ненависти, реванше для нас категорически неприемлемо. Это путь к разрушению страны и человеческим жертвам.

Приравнивание политического лидерства к владению технологиями манипулирования массовым сознанием — ошибка. Никакого достойного будущего не построить, если здесь и сейчас не практиковать отношения к гражданам, соответствующего той России, которую мы хотим создать.

Сегодня необходимо усиление альтернативы режиму, основанной на гуманистических ценностях, и сохранение в общественно-политическом пространстве следующих направлений:

− сохранение жизни людей;

− неприкосновенность частной собственности и частной жизни;

− соблюдение основных прав и свобод человека;

− неприемлемость большевизма и сталинизма;

− европейский вектор внешней политики.

Наша цель — построение в России институтов современного государства, основанных на европейских ценностях. Эту цель мы должны сделать движущей силой гражданского движения за перемены. Мы будем опираться на людей, которые открыто выступают против системы Путина, но при этом не поддерживают популизм, отторгают национализм, вождизм, большевистское разжигание социальной розни, не приемлют подмену демократических процедур и институтов властью толпы, манипулирование.

Только массовая осознанная поддержка нашей политической позиции позволит состояться публичному диалогу с властью и откроет России путь в будущее. Предстоящие выборы мы рассматриваем как первый шаг в этом направлении.

Основываясь на этой позиции, съезд «ЯБЛОКА»:

– подтверждает правильность решений Федерального Политического комитета:

– признает крайне важной и перспективной работу по созданию новой Конституции, начатую Общественным конституционным советом;

– поддерживает реформу Партии, направленную на сохранение политического ядра демократической оппозиции в крайне агрессивной среде;

– считает важнейшей задачей сегодняшнего дня защиту прав человека и освобождение всех политических заключенных.

Председатель партии
Н.И. Рыбаков

Источник

Политический меморандум партии «ЯБЛОКО»

Политический меморандум был принят XXI съездом партии 14 декабря 2019 года в качестве программного документа (дополнения к программе партии). Д окумент обязателен для подписания кандидатами от партии на выборах всех уровней, как ранее решил Федеральный политкомитет. Съезд также постановил, что выдвижение в руководящие и контрольно-ревизионные органы партии кандидатур, не разделяющих положения Меморандума, невозможно.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕМОРАНДУМ ПАРТИИ «ЯБЛОКО»

1. Нашей стране необходимы глубокие и всесторонние политические реформы, направленные на переход от авторитарной системы власти к реальному разделению властей, независимому, справедливому и милосердному правосудию, полноценному местному самоуправлению, прозрачности законодательной и исполнительной власти и их подотчетности гражданам, к честным выборам и деполитизации силовых структур.

3. Национализм и религиозный фундаментализм в любых формах и проявлениях – неприемлемы.

4. Переход от авторитарного режима к демократическому должен быть мирным, ненасильственным и осуществляться законным, конституционным путем.

5. Необходимо немедленное прекращение гонки вооружений, отказ от государственной пропаганды войны, милитаризации страны, угроз и устрашения во внешней политике.

6. Необходимо полное отделение бизнеса и собственности от власти (к слиянию которых привела ошибочная политика 1990-х и 2000-х годов), отказ от поддержки олигархического бизнеса из бюджета. Обязателен переход от сырьевой экономики к современной высокотехнологичной.

7. Необходимо гласное и публичное расследование всех фактов коррупции в Правительстве, Администрации Президента, правоохранительных органах, госкомпаниях и госкорпорациях. Виновные должны понести наказание, кого бы это ни касалось.

8. Должны быть прекращены политические репрессии, отменены все репрессивные законы, ограничивающие права и свободы человека, зафиксированные во второй главе Конституции Российской Федерации (включая антисиротский закон, ограничение права на митинги, присвоение НКО статуса «иностранного агента» и закон о нежелательных иностранных организациях). Необходима отмена цензуры в СМИ, социальных сетях и сфере культуры, прекращение произвольной блокировки интернет-ресурсов.

9. Россия должна признать суверенитет Украины в границах 2013 года, прекратить поддержку криминала и сепаратистов, разжигание ненависти и пропаганду войны. Решение крымского вопроса возможно в соответствии с дорожной картой, выработанной в рамках специально созванной международной конференции.

10. Достойное и успешное будущее России может быть основано только на ценностях свободы, прав человека, принципах демократии, правового государства и неприкосновенности частной собственности.

Председатель Партии Н.И. Рыбаков

Источник

Борис Вишневский: Двадцать поправок «Яблока»

Фракции партии в региональных парламентах предлагают свой вариант изменения Конституции

Для справки: согласно 134-й статье Конституции, региональные парламенты имеют право предлагать поправки в Основной закон. Это — к вопросу, зачем нужна парламентская оппозиция: чтобы не только говорить «Нет!» поправкам Путина, но и предлагать обязательную к рассмотрению содержательную альтернативу.

Читайте также:  Яблоко сахар на 100 грамм

Поправки «Яблока» — это не поправки к «поправкам Путина», которые Госдума собирает до 14 февраля, а независимые от них инициативы.

Законопроект «О поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», внесенный президентом и принятый Госдумой 23 января единогласно в первом чтении, «Яблоко» считает нарушающим как саму Конституцию, так и Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Суть дела. Во-первых, часть «путинской поправки» изменяет действие положений Конституции, записанных в ее первой и второй главах (статьи с 1-й по 64-ю).

В этих главах установлены основы конституционного строя, которые, согласно 135-й и 136-й статьям Конституции, категорически не могут быть пересмотрены парламентом — для этого надо собирать Конституционное собрание и принимать новую Конституцию или этим собранием, или на референдуме.

А во-вторых, предложенные президентом 40 поправок к Конституции (формально сведенные в одну большую поправку) в принципе нельзя принимать одним законом. Потому что по упомянутому закону 33-ФЗ одним законом о поправке можно принять только логически связанные между собой предложения об изменении Конституции. «Путинские» же предложения — это разрозненные поправки, многие из которых между собой не связаны никак.

Ну что общего между предложением об индексации пенсий и сокращением численности Конституционного суда? Или между условием о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума, — и правом Госдумы утверждать вице-премьеров и министров?

Кроме этого, абсолютно все предложения Путина — в нарушение того же закона 33-ФЗ — никак не обоснованы.

В пояснительной записке нет ни слова о том, чем плохи нынешние положения Конституции и почему необходимы именно такие изменения, как предложено президентом.

Ну и, конечно, отдельный правовой абсурд — это предложенное Путиным «общероссийское голосование» по его поправкам, не предусмотренное ни самой Конституцией, ни законодательством России.

Конституция (статья 136) ясно говорит о том, что поправки в главы с третьей по восьмую Конституции принимаются двумя третями депутатов Госдумы, тремя четвертями членов Совета Федерации и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Точка. И никаких «общероссийских голосований».

Как только федеральный парламент примет поправку, и две трети региональных парламентов ее одобрят, — она вступает в силу. Без всякой подписи президента, заметим: в Конституции этого не предусмотрено.

Заявления Путина — мол, если голосование даст отрицательный результат, президент поправки не подпишет, — не имеют ничего общего с правом.

Поэтому «Яблоко» предлагает отозвать путинский законопроект или отклонить его при рассмотрении в палатах Федерального собрания. И считает важным отстранить от должностей государственной службы лиц, подготовивших законопроект с нарушением Конституции и законодательства.

И вносит свои поправки — четыре закона по тематическим блокам (президент, Федеральное собрание, правительство и судебная система).

Этими поправками сокращается власть президента, расширяются возможности парламента и обеспечивается независимость судебной власти.

И исключается ситуация, когда в стране работает «параллельное правительство» в лице администрации президента, неконституционно присвоившее полномочия по управлению государством, влияющее и на правительство, и на судебную власть, и решающее политические вопросы.

ДВАДЦАТЬ ГЛАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ «ЯБЛОКА»

Все эти предложения будут внесены не позднее 10 февраля в пять упомянутых региональных парламентов. Да, эти поправки единороссы, контролирующие почти все региональные парламенты, вряд ли направят в Госдуму. Но им придётся обсуждать их скрепя сердце, давать слово оппонентам на парламентской трибуне, пытаться возразить по существу или молчать, демонстрируя свою неспособность возразить. Ну а граждане, считающие эти поправки полезными для себя, увидев, что они блокируются, могут и задуматься о том, как голосовать в следующий раз.

Последнее. Голоса скептиков и нытиков — «а все равно ничего не выйдет…» — конечно же, зазвучат и сейчас. От тех, кто сам ничего предложить не может или не хочет и потому обожает уверять, что ничего не получится у тех, кто может и хочет.

Отвечаю: если ничего не делать — тогда точно не получится. И сейчас важно не просто «возразить» власти, а предложить содержательную альтернативу.

Мы много раз видели, что власть отступает, столкнувшись с серьезным сопротивлением гражданского общества и объединившихся граждан.

Основной закон страны, который власть хочет изменить ради самосохранения, — почти идеальный объект для такого объединения.

Источник

Партийная реформа в «Яблоке». Что целесообразно сделать и чего желательно избежать

Приближается время, на которое была назначена вторая половина XXI съезда нашей партии. С чем идет «Яблоко» к этому немаловажному, может быть, даже рубежному событию в жизни партии?

В начале июля был подготовлен и представлен членам политкомитета пространный доклад Г. А. Явлинского об изменении политической ситуации в стране и задачах демократического движения. И в этом общем контексте — предложения о реформе партии.

23 июля состоялось заседание Политкомитета. В его решении были поддержаны основные предложения по реформе партии (концепция реформы), содержавшиеся в докладе Г. А. Явлинского, бюро партии было поручено подготовить план работы по реализации реформы, а председателю партии сформировать рабочую группу для обобщения предложений по реформе партии, высказанных в ходе обсуждения, и подготовить полный пакет поправок в программу и Устав партии для внесения его на вторую часть XXI съезда.

Вслед за тем на сайте партии появились решения Бюро и выступления, выявившие существенные различия в оценке и понимании выдвинутых предложений.

Время идет, а сделано немногое. Дискуссия, как мне представляется, пока не состоялась, и к съезду партия не готова.

Историческая эпоха завершилась, констатировано в докладе. В России утвердился и был институализирован автократический и антисоциальный режим. Демократические силы, и среди них наша партия, потерпели поражение. Альтернативные варианты решения возникавших проблем были отвергнуты.

Читайте также:  Защита персика от восточной плодожорки

Власть оказалась не готова и не будет готова к политическому диалогу. В обществе назревает ощущение, что существующий режим «полностью бесперспективен. развал системы лишь вопрос времени», хотя форма, в которой это произойдет, не очевидна. Придется вести борьбу за переоснование государства. Но российское общество прийти к переменам эволюционным путем не может. В нем произошла политическая деградация. Но оно это не осознает, и оно не способно к восприятию сложных идей.

Задача заключается в том, чтобы «воссоздать демократическую альтернативу понятную большинству граждан нашей страны». «Яблоко» пыталось, но не сумело это сделать. Более того, теперь «нет никакой уверенности в том, что наша партия не будет ликвидирована». Если этот процесс будет запущен, мы его немедленно обсудим. Но пока что, действуя в условиях легальности, партия выдвигает программные цели, которые сформулированы в девяти главных целеполаганиях.

Здесь, однако, встают сложные проблемы, способы решения которых опубликованный документ не содержит. Задачи, изложенные в семи из девяти главных пунктах (и повторенные во многих других местах опубликованного текста), включают программу необходимых экономических реформ, государственно-общественную оценку большевизма, сталинизма и советского периода, судебную реформу, преобразование избирательной системы и др.

Все они в нашей стратегии не новы. Они стояли в центре программы и политической деятельности «Яблока», были не раз адресованы обществу или, точнее, тем его слоям, которые готовы были над ними размышлять. И, к сожалению, не были в должной мере восприняты и подхвачены политической оппозицией.

Конечно, ничего дурного в повторении, хотя бы и в обновленном виде, этих задач нет. Но разбивать вбитые в массовое сознание стереотипы отторжения от «Яблока» мы не всегда знаем и умеем. Акцентированная в нашем последнем документе связка наших требований с глубокими целями переучреждения государства воспринимается далеко не всеми и не всегда.

Правда, две цели программы: обновление Конституции и созыв Учредительного собрания в их современном содержании актуализированы, возможно, заново. Но, во-первых, сегодняшнюю готовность массового сознания к их восприятию не следует переоценивать. А, во-вторых, я хорошо помню, как демократы акцентировали эти требования в начале 1990-х гг., рассчитывая, что с их помощью можно добиться общего перелома в политической ситуации, и на какие серьезные препятствия в продвижении этих задач мы наталкивались тогда. Нынешнюю готовность к осознанию данных требований тоже не следует переоценивать. Подойдет наше общество к осознанию этих задач не сразу и непросто. Здесь есть то, над чем еще следует думать.

Политическая стратегия и тактика «Яблока» в значительной, если не преобладающей мере концентрировалась не на перспективных целях, а вокруг двух явлений текущей политики: на участии в избирательных кампаниях и на поддержке различных форм часто стихийного общественного протеста. Содержание того и другого в современных условиях меняется. До некоторой степени их влияние на развитие общей политической ситуации, возможно, уменьшается.

«Яблочный» документ отмечает, что в условиях профанации выборов происходит девальвация борьбы за честные и чистые избирательные процедуры, за участие в представительных учреждениях. Массовые протестные акции нередко инициируются и проводятся конкурирующими с «Яблоком», а подчас и враждебными ему националистическими, популистскими и им подобными силами. Если это так – а я думаю, что это не всегда и не везде так — то перед демократическими организациями встают сложные и нерешенные проблемы дистанцирования от сомнительных союзников, а то и замещения освоенного инструментария другими формами участия в политической борьбе и прояснения массового сознания и поведения.

Какими? – Это отдельная, и тоже нерешенная проблема.

Испытанные и привычные формы политического влияния — участие в избирательных кампаниях и протестных выступлениях предлагается заместить подготовкой и артикуляцией — продвижением комплекса мер по построению нового российского государства. Отклики членов и сторонников партии на предложенный сдвиг в политической ориентации показывают, что он просто не был замечен.

Вносимые предложения касаются главным образом планирования, интенсификации и совершенствования традиционных для партии средств политической борьбы — применяемых в основном на выборах. В глазах актива эффективность политической деятельности партийных организаций измеряется прежде всего итогами избирательных кампаний. Тогда как авторы документа настаивают: «Людям необходимо предлагать идейно четкую, ценностно ориентированную программу либерально-демократических (в истинном смысле этих слов) преобразований, а не стремиться с помощью манипулятивных технологий любыми средствами «оседлать протестную стихию».

Таким образом, обширный раздел общеполитической части документа в лучшем случае обозначает, в каком новом направлении должна быть переориентирована стратегия партии, но предметно не раскрывает содержание предложенного сдвига в ее повседневной политической деятельности.

Рассмотрим теперь, как решается главный вопрос: какую партию востребует изменение политической ситуации? Какие изменения требуются в структуре и организации партии?

Иными словами, как должна осуществляться реформа партии?

«Продолжение деятельности как ни в чем не бывало, — утверждают авторы документа, — это обман избирателей». Раз выборы потеряли прежнее значение и роль парламентских учреждений сомнительна, предлагается перенести центр тяжести на проведение общефедеральных кампаний по основным политическим темам: утверждать ежегодные портфели проектов, создавать новые информационные поводы, доносить позицию партии до возможно большего числа адресатов и т. д. Не берусь судить, насколько это все может быть эффективно — пусть об этом выскажутся партийные организации. Мне эти мероприятия, равно как и составление по ним отчетности, кажутся скорее бюрократической катавасией.

Современная политическая ситуация отличается не только ужесточением репрессивного режима. В противовес ему поднимаются оппозиционные движения. Они выдвигают свои требования, заявляют претензии на собственную долю влияния на поле, которое «Яблоко» всегда считало своим исключительным доменом, осваивают цели и методы противостояния власти.

К таким силам «Яблоко» привыкло относиться ревниво. Не только потому, что они претендуют на собственное место в политике, но и потому, что их идеология отклоняется в большей или меньшей мере от критериев нашей партии. Отношения с ними для партии, убежденной в собственной правоте и не склонной говорить о собственных ошибках и просчетах, всегда были проблемными, а нередко — довольно острыми. Поэтому и вопрос о взаимоотношениях в секторе общества, который считал себя демократическим, издавна вызывал споры.

Читайте также:  Белое возле глазного яблока

Какое влияние на место «Яблока» в политической жизни страны, на его отношения с действительными и потенциальными сторонниками, а также на людей, уверенных во всегдашней недоговороспособности нашей партии, может оказать реформа, в которой даже не упоминаются ни коалиционная политика, ни поиск взаимопонимания с партнерами? На мой взгляд, самое отрицательное. Пройдем по некоторым ее компонентам.

Структура партии. Поправки в устав предусматривают длительное и устойчивое совмещение в ней двух категорий ее приверженцев: зарегистрированных членов и сторонников. В рамках этой структуры партия намеревается решить две разные задачи: обеспечить приток в партию свежих сил и защитить ее от размягчения идеологических основ, от использования новых контингентов для захвата организаций партии.

Политическая история «Яблока» в последние годы показывает, какой из этих задач отдается предпочтение. И, следовательно, какие элементы мирового опыта в первую очередь просматриваются в предложениях по коррекции устава. Прежде всего это совмещение в одной структуре, как в известном романе Д. Оруэлла, двух дополняющих друг друга моделей внешней и внутренней партии.

Работоспособность этой конструкции обеспечивается соответствующими механизмами. Прохождение кандидатского стажа при вступлении в партии в мире существует. В течение какого-то срока (предположительно – года) проверяется, насколько серьезно присоединение к партии и подтверждается ли оно поведением кандидата в указанный срок. Но он не должен быть слишком продолжительным, а поведенческие требования не могут быть обременительными. Соблюдение их должно легко проверяться, и барьер между кандидатским и членским статусом не должен быть труднопреодолимым.

Но он сознательно поднимался в тех случаях, когда во вступающем с большим или меньшим основанием видели «казачка», засылаемого нелояльными силами. Один из критиков существующего порядка «просеивания» вступающих в партию небезосновательно называет его бессмысленным: зачем при существующих преградах вступать человеку в партию, если для него устанавливается особый режим проверки?

Управление партией — сложный процесс. Для его реализации предлагается создать, помимо регулярных выборных инстанций, специальные органы: комиссии по приему в партию, по защите ее от рейдерских операций и манипуляций со стороны враждебных сил, а также специальные комиссии по перерегистрации членов партии, наделенные правом перевода некоторых из них в сторонники и т. д.

Это громоздкий и труднорегулируемый процесс, имитирующий видимость деятельности и небезусловный с точки зрения прав членов и сторонников партии. На протяжении длительного периода численность партии и голосующих за нее избирателей последовательно сокращались. Поставлена ли сознательно цель ускорить и интенсифицировать этот процесс?

Не позабыты случаи серьезных конфликтов в некоторых региональных организациях (в том числе в московской и петербургской), когда исправлять положение приходилось прямой передачей их функций центральным органам на продолжительное время и проведением перерегистрации их членов. Не злоупотребляли ли мы подобными приемами?

Аналогичные случаи, как это ни прискорбно, могут возникать и впредь. Не говоря уж о том, что подобные акции исключительны с точки зрения внутрипартийной демократии, карательные меры могут оказываться обоюдоострыми и использоваться для подавления или даже отсечения меньшинства.

Мне представляется, что перечень дополнительных оснований для исключения из партии, которыми предлагается пополнить устав, перегружен. К ряду таких оснований (в том числе для отказа приема в партию) отнесены «противодействие исполнению решений руководящих органов; различные формы нанесения политического ущерба; публичные высказывания. и действия, наносящие ущерб репутации партии», и др. – следует относиться осторожно.

Во внутрипартийных спорах монополией на истину редко владеет одна сторона. Гарантии прав меньшинства в жизни партии не менее важны, чем пресечение склок и раздоров. Поэтому, памятуя также тот режим, который был установлен для выражения мнений членов большевистской партии, следует с большой осторожностью относиться к рекомендациям специальных комиссий с вменяемой им «ставкой на меритократию» и проводимым в них «собеседованиям».

Следовало бы задаться и вопросом, стоит ли от ныне вступающих в партию требовать подписания известного Политического меморандума, который был документом своего времени и обозначал рамки для единомыслия. Предложение одного из участников предсъездовской дискуссии провести прямое голосование всех членов партии по наиболее острым изменениям в уставе, на мой взгляд, и верно по существу, и соответствует линии на развитие демократии в «Яблоке».

Кажется излишним также нагромождение ряда дополнительных учреждений среди органов во главе партии. Нет необходимости, в частности, в создании Высшего партийного совета, наделенного правом выносить рекомендации по любым вопросам. Совет этот — не что иное как почетный запасник для престарелых членов, которым не хватило мест в реальных властных структурах партии. При желании выслушать их мнение по тому или иному вопросу можно пригласить их на заседание выборных органов или сделать это в неформальном порядке. Точно так же не имеет смысла формирование на базе сторонников партии Общественной организации «Яблока» (по-видимому, с представительскими функциями).

В свете всего вышесказанного считаю, что:

— намеченный второй этап съезда «Яблока» для обсуждения и утверждения коренной реформы партии целесообразно отложить. Тем более, что наступление новой волны коронавируса и состояние здоровья нации делают это необходимым;

— для подготовки нового варианта реформы партии следует провести возможно более широкую дискуссию с участием всех, кому не безразлична судьба партии, в том числе приславших свои предложения по реформе партии;

— утвердить на Политкомитете и Бюро партии рабочую группу по подготовке партийной реформы. Этой группе поручить в разумные сроки подготовить компактный текст предложений по реформе, включив в него альтернативные варианты по ключевым спорным вопросам.

На мой взгляд, такой подход к реформе и развитию партии позволит сохранить её работоспособность и не допустить раскола в партии.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector