Яблоко на рисунке психология

Проективный тест «Человек, который срывает яблоко».

Начинаю выполнять свои обещания.

Хочу познакомить вас еще с одним интересным рисуночным тестом, который называется

“Человек, который срывает яблоко» (человек, срывающий яблоко).

Цель проведения проективного теста “Человек, который срывает яблоко».

Этот рисуночный тест поможет понять, как человек относится к своим проблемам, пытается ли найти их решение, как оценивает степень их «тяжести». Также по проективному тесту “Человек, который срывает яблоко» можно определить, какую стратегию использует человек при решении проблемы и каким образом он действует.

Поэтому этот рисуночный тест удобно применять в комплексе с проективным тестом «Человек под дождем».

Авторы рисуночной методики “Человек, который срывает яблоко».

Проективный тест “Человек, который срывает яблоко» был разработан арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон.

Русская модификация этого теста представлена в исследованиях А.И. Копытина и Е. Свистовской.

Инструкция к рисуночному тесту:

«Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

Грегг М. Ферс предлагает другой вариант задания: «Нарисуйте, как вы срываете яблоко с дерева».

chelovek sryivayushhiy yabloko

Рисунок «Человек, который срывает яблоко». Нарисован женщиной 32-х лет.

Задание нужно давать в соответствии с тем, что вы желаете выяснить в конечном итоге. Если, например, вы хотите, чтобы человек уже осознанно поставил себя на место персонажа, который срывает яблоко, то давайте конкретную задачу: нарисуйте, как вы срываете яблоко. Если человек с таким рисуночным тестом не знаком, он может не догадаться о цели тестирования. Но уже будет думать, как бы он сам срывал яблоко. Правда, здесь есть один недостаток : возможен вариант, что ваш клиент попытается «угадать», что вы хотите узнать из этого рисуночного теста. И его мнение может оказаться ошибочным, а задание – выполненным с предвзятым отношением. Например, он захочет что-то скрыть или показать себя с лучшей стороны. Как результат – ваша неверная интерпретация рисунка.

Поэтому, если вы даете задание нарисовать себя, срывающего яблоко, обязательно по окончании тестирования уточните, что человек думал, когда рисовал, думал ли он о том, что расскажет его рисунок.

Возможно, лучше все же давать инструкцию нарисовать человека, который срывает яблоко с дерева. Так же, как и в рисуночном тесте «Человек под дождем».

Поэкспериментируйте с обоими вариантами, и возможно, что вы увидите какую-то разницу.

Инструкция к тесту “Человек, который срывает яблоко» позволяет человеку моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию, не давая никаких ограничений простору его фантазии. Это означает, что наличие проблемы и уровень трудности ее решения, в сущности, задаются самим исполнителем рисунка.

Возраст обследуемого : не ограничен.

Однако в силу преследуемых целей тестирования для маленьких детей он не имеет особого смысла. Можно, конечно, его интерпретировать с точки зрения просто рисунка, но мы не преследуем такой цели.

Материалы, необходимые для проведения проективного теста “Человек, который срывает яблоко»:

бумага формата А4, простой карандаш или набор карандашей из 12-ти цветов (включая серый и черный).

Это тест, как и другие проективные тесты, проводится по стандартной схеме тестирования.

А теперь вы можете попросить кого-нибудь из своих родственников или друзей нарисовать человека, срывающего яблоко с дерева. В следующей статье будем учиться интерпретировать этот проективный тест.

Источник

Как сделать качественный анализ рисунка человека, срывающего яблоко.

С количественным анализом рисуночного теста «Человек, который срывает яблоко с дерева» вы уже знакомы. В этой статье мы будем изучать качественный анализ.

Сложность качественного анализа рисунков в любом проективном тесте заключается в том, что каждый из них глубоко индивидуален. А задание теста нарисовать человека, который срывает яблоко, предполагает, что испытуемый самостоятельно проецирует реальность и представляет ее тоже по-своему.

Несмотря на это, существуют определенные этапы качественной интерпретации рисунков.

Качественный анализ рисунка

человека, срывающего яблоко с дерева.

Сначала вам нужно провести анализ рисунка в соответствии с этапами интерпретации :

1. Анализ рисунка с точки зрения его содержания.

2. Анализ рисунка относительно способа действия.

3. Анализ рисунка на предмет достигнутого результата.

На этом этапе качественного анализа рисунка вы просто выписываете информацию по каждому пункту.

Рассмотрим каждый этап анализа рисунка подробнее.

Качественный анализ содержания (сюжета) рисунка.

Внимательно изучаем рисунок и фиксируем :

— наличие и количество заданных объектов (дерево, человек, яблоко).

Например, встречаются рисунки, где отсутствует дерево или человек. Или деревьев может быть несколько.

Vovin risunok

Рисунок мужчины 37-ми лет «Человек, который срывает яблоко с дерева».

— полноту или фрагментарность (частичность) изображения этих объектов.

Допустим, нарисована только рука, на которой лежит яблоко, или ветка дерева с висящим на ней яблоком.

Leshin risunok

Рисунок человека, срывающего яблоко с дерева. Автор: мужчина 23-х лет. Дерево изображено фрагментарно.

— очередность изображения объектов

Например, первым нарисовано дерево, затем яблоки, последним – человек.

— изображению какого объекта в рисунке уделено больше внимания, времени?

— чему отведено на рисунке больше места?

— что кажется более важным для автора рисунка?

условия достижения цели (реальна ли попытка добраться до яблока?)

Читайте также:  Туалетная вода гуччи вишня

сама цель (очень крупное, красивое яблоко)

возможность выбора цели (яблок на дереве может быть несколько, разных – недозрелых, спелых, между которыми можно сделать выбор)

— количество нарисованных яблок

— качество яблок (спелые, зеленые, гнилые, червивые)

— наличие дополнительных элементов в рисунке (например, птичьи гнезда на дереве)

Качественный анализ способа действия в рисунке.

Что конкретно изображено : подготовка к действию, само действие или только конечный результат?

Человек только подставляет лестницу к дереву с висящими на нем плодами (подготовка)? Или он уже держится за яблоко (срывает)? Или яблоко уже у него в руке (сорвано)?

Испытуемому дается возможность нарисовать дерево желаемой высоты, человека любого роста и яблоки, растущие так низко, чтобы задача могла разрешиться элементарно. Но, несмотря на это, большинство людей (и дети, и взрослые) изображают человека, решающего достаточно сложную задачу, которому для решения проблемы нужно преодолеть немалые трудности.

Проводя анализ многих рисунков человека, срывающего яблоко, вы можете увидеть различия между подходами и способами достижения воображаемой цели:

risunok Lizyi

рисунок Лизы, 6 лет «Человек, срывающий яблоко».

При этом конечный результат остается неизвестным.

Чем оправдывается количество приложенных воображаемых усилий для достижения желаемого? Причина этому – сама символическая цель — яблоко.

Анализ рисунка поможет понять, как человек видит свою проблему :

Качественный анализ результата, выраженного в рисунке.

— Какие усилия приложил человек для достижения своей цели (подставлял лестницу, влезал на дерево, просто подошел и сорвал)?

С точки зрения эффективности можно выделить 3 типа стратегии в решении вопросов :

— Насколько успешным оказался результат (например, человек сорвал яблоко, но оно оказалось червивым)?

После того, как вы провели качественный анализ рисунка, можно приступать к интерпретации.

Источник

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СРЫВАЕТ ЯБЛОКО. »

Из того, что мне — или всем — кажется,
что это так, не следует, что это так и есть..
Л. Витгенштейн. О достоверности

Можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы представляют себе, как это делается. Рассмотрим графическую проективную методику, разработанную арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон (Gantt L. & Tabone C. Formal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998).

Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

«Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.

«Адекватность цвета». Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.

«Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).

«Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).

«Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.

«Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.

«Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.

«Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.

«Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).

«Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.

«Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).

«Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).

«Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.

«Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

В исследовании Е. Свистовской, в частности, была установлена высокая чувствительность данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых. К примеру, автором зафиксировано общее снижение богатства и яркости эмоциональных проявлений у больных шизофренией.

Феномен ротации наиболее ярко проявился в работах больных органическим заболеванием головного мозга.

Использование этого графического теста вряд ли следует ограничивать шкалами формальных элементов. Зачастую, по меткому выражению М.М. Бахтина, «. генерализация и формализация стирают грани между гением и бездарностью».

Многие известные ученые подчеркивают, что тотальное количественное исследование деформирует видение объекта, высвечивая только ту его часть, которая поддается измерению. Именно качественная интерпретация изобразительной продукции помогает увидеть глубину внутреннего мира личности, снижая риск «обобщить индивидуальность».

Поэтому предлагаю посмотреть на проективные возможности рисунка «Человека, который срывает яблоко» в контексте качественной интерпретации изображения.

КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

Возникает вопрос: что побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемым человеком усилий для достижения желаемого? Может быть, самой символической целью — яблоком? Видимо, неспроста авторы теста предлагают «сорвать» именно яблоко, а не плод вообще.

Читайте также:  Урал 4м слив воды

СИМВОЛЫ

Все быстротечное —
символ, сравненье.
Гете. «Фауст»
(пер. Б. Пастернака)

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за него поспорили Афродита, Афина и Гера — так появилось выражение «яблоко раздора».

Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке. ».

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

Срывание яблока логично рассматривать в контексте динамических символов как действие, во время которого человек проявляет способность продвигаться к цели своего психического «освобождения».

По мнению Р. Ассаджиоли, техника сознательного использования символов путем их визуализации способствует интеграции сознательных элементов личности с бессознательными, а также до некоторой степени — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями.

Воображение (в смысле способности к вызову и созданию образов) — одна из наиболее важных спонтанно-активных функций человеческой психики как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Каждый образ заключает в себе моторный импульс, который можно преобразовать в действие. Словом, образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия.

Визуализировать, вызвать в воображении символическое яблоко, которое срывает человек, — значит представить действие, происходящее во времени.

Эти процессы также сопровождаются феноменом идентификации автора с динамическими символическими сценами, что является объективным основанием для качественной интерпретации рисунков.

Динамический образ человека, срывающего яблоко, можно отнести к так называемым «детским символам». Это впечатления раннего детства, которые способны пробудить позитивные чувства, положительные эмоции: Рождество, воздушные шары, парад на празднике, река на закате, детская песенка или книжка.

Данные символы и символические сцены обращены к препсихотическому состоянию человека и способствуют установлению связи между этим состоянием и нормальной частью его личности, которая в настоящий момент может быть скрыта или подавлена. Обращение к «детским символам» позволит психологу наиболее успешно установить контакт с ребенком (подростком, взрослым) и оказать ему необходимую поддержку.

Однако данный метод, по мнению Р. Ассаджиоли, трудно применим к слишком экстравертированным, ригидным или интеллектуальным субъектам, имеющим очень четкие представления о себе и окружающем мире на уровне своего сознательного «Я» и слабую связь с бессознательным. Такие люди не любят символы, или, во всяком случае, символы им ничего не говорят. Поэтому будет весьма интересным и полезным, подчеркивает автор, сначала поэкспериментировать на себе, а потом уже применять техники в измененном или адаптированном виде в сфере образования.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

ПРИМЕРЫ РИСУНКОВ

Десятилетняя девочка изобразила огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зеленым листиком (см. рис. 1). Пальцы невидимого зрителю человека неизвестного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку.

Словом, зритель не видит ни человека, ни дерева, ни результата.

Это довольно редкое явление, и оно, вероятно, не связано с возрастом «художника». Подобные работы встречаются и у взрослых.

По мнению некоторых исследователей, изображение ветки вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности автора, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.

Иным образом интерпретируют названные признаки Б.Е. Егоров, Е.С. Романова. По их мнению, созревающие плоды — это созревающие проблемы личности «художника». Количество изображенных плодов равно числу решаемых проблем, находящихся в активной проработке, а упавшие яблоки свидетельствуют о проблемах решенных.

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Вместе с тем не следует забывать и о когнитивном образе: яблоко в представлении многих людей — съедобный (вкусный) плод. Поэтому психологу важно обратить внимание на то, как выглядит визуализированное яблоко: спелым, сочным, зеленым, сморщенным, кислым, сладким, вкусным, «дичком». Встречаются рисунки, на которых человек берет яблоко червивое или гнилое, и даже ест такое яблоко
(см. рис. 2). Особый случай, если воображаемый человек поднимает упавшие или кем-то сорванные яблоки.

В окончательных выводах психологу следует быть очень осторожным и деликатным. К примеру, Г.М. Ферс в книге «Тайный мир рисунка» приводит рисунок шестидесятилетнего мужчины в качестве иллюстрации творческого потенциала в решении проблем. На этом рисунке изображено высокое дерево с одним-единственным яблоком, которое пытается сорвать человек, висящий на ветках вниз головой.

Однако подобную интерпретацию вряд ли можно применить к похожему по сюжету рисунку (см. рис. 3), выполненному двадцатилетней девушкой-студенткой. Нетрудно заметить, какие неимоверные усилия приходится затрачивать скалолазу в стремлении достать заветный плод. Причем, как и на рисунке десятилетнего мальчика (см. рис. 5), обозначено лишь действие (человек тянется за яблоком), но неизвестен конечный результат.

Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. (рис. 2, 4). Можно только догадываться, кто именно собрал урожай.

Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу?

Читайте также:  Груша болгарская описание сорта фото

Ответы на данные вопросы, возможно, прояснят стратегию, которой обычно придерживается субъект в ситуации выбора и принятия решения. Напомню, что по целевой функции (или эффективности) стратегии принято подразделять на удовлетворяющие, оптимизирующие, максимизирующие.

При удовлетворяющей (минимизирующей) стратегии любой способ действия рассматривается как приемлемый, если он обещает хотя бы какое-то решение проблемы.

Оптимизирующая стратегия ориентирована на выбор наиболее эффективного варианта действия при данных обстоятельствах и ограничениях.

Максимизирующая стратегия нацелена на наилучший результат.

Итак, по рисунку «Человек, срывающий яблоко с дерева» с большой долей вероятности можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений.

Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.

Поэтому, как тонко подметил П. Брутше, «интерпретация рисунка — это и таинственная игра, и научная работа».

Источник

Интерпретация признаков в тесте «Человек, который срывает яблоко».

Итак, рисуночный тест « Человек, который срывает яблоко с дерева » проведен. При необходимости по рисунку вы с человеком побеседовали. Количественный и качественный анализ готов. Можно приступать к интерпретации результатов исследования.

В этой статье я расскажу, как трактовать основные признаки по данному рисуночному тесту.

Напоминаю о том, что интерпретация результатов исследования затрудняется в связи с разнообразием зачастую противоречивых трактовок одних и тех же признаков рисунка разными авторами.

Интерпретация результатов исследования

рисунка человека, срывающего яблоко.

Некоторые исследователи полагают, что изображение ветки вместо дерева может указывать на инфантильность человека (сохранение некоторых детских черт в характере).

yabloko4

Большой размер плода в рисунках третьего типа может говорить о внутренней раскованности и свободе рисующего.

Большое яблоко на дереве может присутствовать в рисунках первого и второго типов. Если человек тянется к самому большому и красивому яблоку, значит, испытуемый воспринимает очередную цель как главное дело своей жизни, занимающее все его свободное время.

chelovek sryivayushhiy yabloko

Рисунок «Человек, срывающий яблоко».

Борис Ефимович Егоров (психиатр, психотерапевт) и Евгения Сергеевна Романова (доктор психологических наук, профессор) считают, что созревающие яблоки – это созревающие проблемы личности их автора.

Количество фруктов по Г. Ферсу можно интерпретировать как какой-то возраст реального человека, в котором что-то произошло или произойдет.

Карл Кох объяснял наличие яблок на дереве чувством вины, которое испытывает человек. А упавшие или падающие с дерева фрукты считал у ребенка символом переживаний неприятия (отказа от него или испытываемого чувства отвержения).

Если нарисованный человек поднимает упавшие или кем-то сорванные плоды, а также ест червивое или гнилое яблоко – это может быть сигналом психологического неблагополучия автора рисунка.

Если в рисунке человек взбирается по лестнице, чтобы сорвать яблоко, или же пользуется другими подручными средствами, чтобы добраться до желаемого фрукта, это говорит о том, что сложившуюся ситуацию он моделирует как проблемную, но разрешимую. Ведь он бы мог просто протянуть руку и сорвать яблоко, если бы при этом оно висело невысоко.

yabloko6

Интерпретация рисунков: Человек в движении (динамический рисунок).

Если человек изображен в действии (например, влезает по лестнице), это говорит о том, что испытуемый активен в решении проблем. Для него характерен продуманный подход к решению задачи.

Интерпретация рисунков первых двух типов (в качестве способа действия происходит само действие, то есть человек срывает яблоко) заключается в том, что, решая какой-то вопрос, человек действует самостоятельно, пытается найти какое-то решение, размышляет и обдумывает свои действия.

Если конечный результат успешный, т.е. яблоко будет сорвано (как в рисунках второго типа), то человек всегда нацелен на положительный результат в решении своих вопросов.

yabloko7

Если человек стоит у дерева, а яблоко висит достаточно низко для того, чтобы просто протянуть руку и сорвать его, это говорит о том, что автор рисунка не стремится усложнять свою жизнь, моделирует ситуацию как разрешимую. Не создает сам себе трудности в достижении цели.

В таком случае испытуемый нацелен на наилучший положительный результат. Он использует максимизирующую стратегию, чтобы добиться своей цели. Ведь яблоко висит достаточно низко для элементарного решения задачи.

В книге Г. Ферса есть рисунок, где изображен человек в деловом костюме, повисший на ветке. В результате исследования был сделан вывод, что автор рисунка – энергичный человек, который готов без колебаний влезть на дерево, даже находясь «при полном параде», если это необходимо для достижения цели.

Мы рассмотрели основные принципы интерпретации рисунков человека, срывающего яблоко с дерева.

Чтобы провести более полную интерпретацию результатов исследования, необходимо детально изучить принципы количественного и качественного анализа. В таком случае интерпретация рисунков, выполненных в соответствии с заданием этого проективного теста, проводится еще и в соответствии с «ключами» к анализу рисунка человека и дерева. Учитывается размер всего рисунка, его расположение на листе (в какой части листа) и т.д.

По окончании работы с рисунком обсудите результат интерпретации с человеком, который его рисовал. Выясните, как все то, что вы смогли «расшифровать», находит свое проявление в жизни человека, как на самом деле он себя ведет при принятии реальных решений и достижении целей.

Интерпретация результатов исследования рисуночного теста «Человек, который срывает яблоко с дерева» может помочь понять человеку свое представление об успехе с точки зрения процесса, результата и связанных с ним переживаний.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector