- Словарь храмового зодчества Яблоко
- Символы на купольном кресте храма
- Яблоко креста купол храма
- Кресты на куполах. Уникальная коллекция Инвера Шейдаева.
- Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Я нашла материал, где были опубликованы его снимки.
- Кресты из коллекции символизируют жизнь и воскресение вместо современного могильного креста.
- Капли крови
- Державный скипетр
- В единстве и равенстве
- «Кельтские» ведические кресты
- Ангелы и херувимы
Словарь храмового зодчества
Яблоко
Сфера под крестом, венчающим храм, либо под металлическим прапором или силуэтной фигурой ангела, в завершении башни.
Ист.: Плужников, 1995
Декоративная деталь завершения шпиля в виде шара. Шпиль Петропавловского собора завершается яблоком и крестом с летящим ангелом.
Крест Покровской церкви в Спасо-Преображенском Муромском монастыре Владимирской епархии.
Купола основного объема Успенской церкви, что на Ильинской горе в Нижнем Новгороде.
Крест на большом куполе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде. Крест на главе Вознесенского собора.
Крест главы Преображенской церкви на бывшем погосте Спасском, что в Ченцах. Ныне вблизи д. Подосеново Кимрского района Тверской области.
Церковь Богоявления Господня на бывш. Никитском Погосте. Крест шпиля колокольни. Урочище Никитское Конаковского района Тверской области.
Главка Скорбященской церкви в поселке Солонцы (Красноярский край, Емельяновский район).
Малый восьмерик и главка церкви Лазаря Праведного в Онеге. Архангельская область.
Церковь Михаила Архангела на Студеной Горе, яблоко в основании креста.
Крест главного купола Ильинской церкви в Изварине. Ленинский район Московской области.
Главы церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьев-Польском Владимирской области.
Крест на шпиле колокольни Успенской церкви в Енисейске Красноярского края.
Символы на купольном кресте храма
Как известно, крест – главный символ в христианстве, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. На нашей груди всегда висит крест, крестом мы осеняем себя во время молитвы, изображения крестов есть на церковной утвари, облачениях священнослужителей, иконах… И, конечно, мы не можем представить себе храм без креста на его куполе.
Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо.
Ранее мы писали о том, что значат надписи и символы на нательном православном кресте. Сегодня же расскажем какие бывают кресты на куполах храма.
Стоит сразу сказать, что крест ставится на верх храма по особым правилам.
На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами-символами.
Полумесяц (цата). Под крестом мы можем увидеть полумесяц. Некоторые ошибочно трактуют этот символ как «победа над мусульманским миром». Также можно услышать, что подобные кресты с полумесяцем ставятся в тех городах, где, кроме православного храма, есть мечеть. Это, конечно, заблуждение. На самом деле, этот символ встречается еще со времен постройки древних храмов. Такой крест своим изображением напоминает якорь – символ надежды христиан на Спасение. Также полумесяц внизу креста похож на евхаристическую чашу.
Виноград. Часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа, единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1).
Процветшие побеги. Крест, из основания которого растут побеги, называют «процветшим». Такой растительный орнамент является символом древа жизни, возрождения, Райского Сада.
Капли крови. На купольных крестах бывают цепи с бусинами, которые в народе называют «слезками». Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.
Голубь на купольных крестах – символ Святого Духа.
Корона. На некоторых наглавных крестах на вершине можно увидеть корону. Такой символ, с одной стороны, указывает на Небесного Царя, а, с другой, говорит о том, что храм был построен по указу и на пожертвования правящего российского императора.
Звезды на кресте напоминают нам о Вифлеемской Звезде, которая привела волхвов к рожденному Спасителю. А солнце в центре креста символизирует Свет Жизни.
Ангелы и херувимы. Любопытно, но у храмов, как и у людей, есть свои Ангелы-Хранители. Их изображения можно встретить на крестах, а также в виде статуй и барельефов.
Ангел на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Яблоко креста купол храма
Как четыре конца креста держатся и соединяются
его средоточием, так и силою Божией
держится высота и глубина, долгота и широта,
то есть вся видимая и невидимая тварь.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Крест — царям держава.
Из молитвы Кресту Господню
Крест есть символ Божьего Вседержительства. Держава — священный символ власти, данной свыше помазаннику Божьему, — имеет форму шара, увенчанного Крестом. На Руси этот священный предмет назывался «державное яблоко» и никому, кроме царей, не предназначался.
«Верных бо Крест похвала, и царей держава, и утверждение» — гласит канон. Неудивительно, что почти все Кресты на русских церквах и колокольнях установлены на шарах-яблоках. Это вполне ясно читается: держава Царя Небесного, т.е. Того, Кто имеет власть над всем мирозданием. Державное яблоко в основании надглавных Крестов иногда имеет вид ажурной сферы, что и видим на псковской церкви Анастасии Римляныни и Преображенском храме в Тобольске.
Крёст есть символ Божьего Вседержительства. О власти Креста Господня над всеми уровнями бытия говорит также святитель Димитрий Ростовский: «Крестный образ срединным пересечением показывает, что Божественною силою содержится все; все небесное верхним концом содержится, преисподнее же нижним, а все земное двумя концами пречестного древа крестного Знаменуя высотою небесное, глубиною же преисподнее, щиротою же и долготою земное, содержимое всесильною державою Креста». Тот, кто посещает православный храм, не раз слышал возглас священнослужителя: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». В этих словах тропаря Кресту и молитвы за Отечество заложен глубочайший смысл: Святая Русь была и будет под державным покровом Креста Христова.
«Трисоставной», Трилистник
Трилистник — символ Живоначальной Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Трилистная форма креста на куполах храмов и колоколен — излюбленная у русских мастеров.
«Виноградная лоза»
Виноградная лоза. Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод — символ Живого Христа.
Я есмь истинная виноградная лоза, а отец Мой — виноградарь» (Ин. 15, 1).
«Древо вечной жизни»
Крест в христианской традиции является символом древа жизни.
В древнейших языческих культах разных народов крест служил одновременно символом и жизни, и смерти.
«Кровь спасения»
Медные выпуклости – «росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на Кресте.
Будто капельки утренней росы выступили на теле этих роскошных петербургских крестов-надглавников в стиле барокко.
«Венец Славы»
Совмещение тернового венца и лаврового венка придает Кресту — орудию казни — триумфальный вид.
Надглавный крест с терновым венцом встретить практически невозможно. Иногда в такое заблуждение можно впасть при виде накупольника с символикой солнца, просто перепутав шипы с лучами.
«Царь царствующих»
Корона на вершине надглавного креста указывает, что перед нами Крест Небесного Царя.
Архимандрит Макарий (Миролюбов) в своем труде «О форме Крестов на главах храмов и колоколен» пишет следующее: «. на некоторых храмах поверх Крестов имеются короны.
«Знамя победы»
Крест-хоругвь, или крест-триумфатор, знаменует собой победу Христа над смертью.
Крест дарован Церкви как знамя победы Царства благодати над царством греха.
«Четвероконеная сила»
Четырехконечный равносторонний Крест есть знамение Креста Господня.
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов.
«Мерило Праведное»
Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Великий символ христианской веры – Крест с распятым на нем Спасителем – уже больше двух тысячелетий открыт взорам миллионов людей.
«Святой жертвенник»
Крест семиконечной формы хранит в себе тайну Преображения: орудие позорной казни стало местом Божественной Жертвы. Семиконечный Крест можно увидеть на куполе церкви двунадесяти апостолов Московского Кремля, над входом в Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, на Ильинской церкви в селе Вязенцы и других.
«Ось мироздания»
Восьмиконечный крест это образ Креста Христова. Именно такая форма наиболее соответствует Кресту, на котором распяли Спасителя. Восьмиконечный Крест по праву именуется «русским», поскольку такой вид Креста является самым распространенным на Руси.
«Хранитель вселенной»
Чтобы указать на вселенское значение Креста Христова, знак креста изображают вписанным в круг, символизирующий небесную сферу, вечность. Крест есть символ устроения и порядка, в противоположность неустроенности и хаосу.
«Вознесшееся на Крест Солнце в полудне»
Исходящие из центра креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Едва ли найдется на земле человек, который не знает, что солнце это источник света и тепла, и без него невозможна жизнь на планете. А «чудно простираемому» Кресту Господню солнце служит нимбом.
«Якорь надежды»
Изображение якоря в период преследования христиан языческими властями заменяло образ Креста. Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его и качают волны, но потопить не могут.
«Царский путь»
Крестные стрелы указывают спасительный путь в направлении добра. Направление пути в обычных житейских обстоятельствах указывается стрелкой. В народных сказках судьбоносный полет стрелы определял жизненный выбор героя.
«Ключ Царствия Небесного»
Крест Христов служит ключом, отворяющим двери в рай. Крест и Царствие Небесное связаны между собой: не понесши первого, нельзя достигнуть второго. У каждого человека свой крест, и Господь ведет нас к спасению различными путями, но все они, так или иначе сходятся в одной точке.
«Умными силами всюду окружаем»
Все девять чинов ангельских служат Животворящему Кресту, который выше Сил Небесных. Нередко в завершениях надглавных Крестов встречаются изображения херувимов, олицетворяющих собой Силы Небесные.
«Всевидящее око»
Всевидящее око означает Промысел Божий, всеведение. Редчайший случай: нижняя перекладина надглавного Креста в виде глаза в обрамлении лучей-ресниц. Может быть, создатель этого Креста переусердствовал, зашел слишком далеко в своей фантазии? Нисколько.
«Стоящие при Кресте»
Четкость силуэтов и характерность поз предстоящих Кресту Богоматери и святых делают их узнаваемыми даже на расстоянии. В главё о Крестах-накупольниках с орудиями Страстей Христовых отмечалось, что традиционно не принято украшать главу храма Крестом-распятием. И все-таки такая символика существует, но прикровенно для глаз, и сокрыта она в самом сердце Креста
«Имя Бога Свято»
В медальонах прорезного или кованого Креста можно обнаружить надпись «IНЦI» (Иисус Назорей, Царь Иудейский), а также «ЦРЪ СЛВЫ» (Царь Славы) и «iС ХС» (начальные буквы имени Иисуса Христа). В дивном узорочье прорезного Креста иногда сложно разглядеть что- либо конкретное.
«Царь любви»
Крест с украшениями в виде сердца есть знак и доказательство любви Бога, изливаемой на мир. В течение тысячелетий сердце считалось не только самым важным жизненным органом, но и место-пребыванием души. Сердце человеческое в библейских текстах называется вместилищем как добра, так и зла.
«Венец красоты»
Символика Православного Креста не поддается рациональному анализу. Непостижима она и с точки зрения эстетического восприятия. Если она и может быть осмыслена, то только с помощью канона и в литургической динамике. Но и тогда Крест Спасителя остается великой Тайной:
Кресты на куполах. Уникальная коллекция Инвера Шейдаева.
Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Я нашла материал, где были опубликованы его снимки.
Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже. Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях. Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест.
А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов.
Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри.
Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции.
К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери – питает».
Кресты из коллекции символизируют жизнь и воскресение вместо современного могильного креста.
ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД
Крин – стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Едином ТРИГЛАВЕ или в трех Лицах Святой Троице.
Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525)
Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа. ( Вместо нынешнего распятья, символа смерти! )
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах. Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия. Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.
Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.
Вологда. Софийский собор (1568-1570)
ГОЛУБЬ
Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.
Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510).
Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.
Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050)
ИСТОЧНИК ЖИЗНИ
Процветшие побеги
Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Древа жизни, растущего в нем. Это ведический символ перешедший в раннее христианство (Арианское), сохранившее на Руси ведический смысл. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.
Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).
Капли крови
Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».
Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907),
ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА
Трость и копье
Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572).
Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.
НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ
Корона
Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.
Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)
Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722)
Державный скипетр
Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа – скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла – державного знака Византии. Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.
Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).
В единстве и равенстве
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос.
Но святитель Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.
«Кельтские» ведические кресты
Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)
Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)
НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ
Солнце и звезды
Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.
Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.
Часто концы лучей украшались еще и звездами.
Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)
Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.)
Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)
Ангелы и херувимы
Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII)
Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.
Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского
Сейчас церковь полностью реставрировали.
ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ
Корабль и якорь
Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире.
Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах.
XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца.
Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие.
Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста –«якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.
Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной
Между Небом и землей
Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест – посредник между землей и небом. Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Она образована сложением двух символов – нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).
Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713)
Данная коллекция отражает жизнеутверждающую суть Арианства господствующего на Руси до Никоновской реформы.
Вот смотрим на древнеармянские кресты
А вот каменный крест из новгородского собора времен Орды
Катарский крест. Такой крест носил Иван Грозный
В статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.