Яблоко как символ искушения

Яблоко

Яблоко — древний символ жизни, вечной молодости и бессмертия. Благодаря своей почти идеальной шарообразной форме, оно символизирует целостность, бесконечность, вечность, обратимость, цикличность, совершенство.

42

Целебные свойства яблока высоко ценились во многих культурах древности. Существовало поверье, что яблоки могут подарить тому, кто их ест, если не бессмертие, то, по крайней мере, крепкое здоровье. Яблоки считались пищей богов, магов и колдунов, благодаря которой они обретают свои сверхъестественные способности. Широко распространен сюжет о добыче героем волшебного яблока: Геракл похищает яблоко из сада гесперид, персонажи славянских сказок отправляются на поиски «молодильных яблок».

Если разрезать яблоко пополам, то его сердцевина будет выглядеть как пятиконечная звезда, священная пентаграмма. Возможно, и по этой причине яблоко было символом богини Афродиты, связывалось с Люцифером. Пятиконечная звезда многообразно проявляет себя в природе. Скорее всего, этот символ появился из схемы движения на небосводе звезды Венеры, повторяющей ее очертания. Пентаграмма — символ женственности, тайного знания, инициации. Такие значения принимает и яблоко.

43

Аппетитный соблазнительный вид яблока, его аромат стали символом любви, наслаждения, радости жизни, телесности, молодости и свежести.

В Песни песней яблоко — символ страсти, плотского желания. Однако яблоко является аллегорией всего мирского, приходящего, тщетного и подверженного увяданию и гниению. Как писал Иосиф Флавий, внешне гладкое, блестящее и сочное, яблоко Содома внутри было наполнено пеплом.

44

45

Державное яблоко

Держава, символ государственной власти, появилась в Римской империи и вела свое происхождение от золотого яблока как символ мира. В Византии к державе добавили на вершине в виде креста, и в таком виде эта регалия впоследствии распространилась по всей Европе.

46

47

В России держава появилась в эпоху правления царя Бориса Годунова. Во время венчания на царство государю преподносили скипетр и державу. Она стала олицетворением всего царства, которое, подобно золотому яблоку, правитель должен был крепко держать в руке. Скипетр было принято держать в левой руке, а «яблоко» — в правой.

Адамово яблоко

Традиционно считается, что плод Древа познания добра и зла, который Ева надкусила по научению змея, был именно яблоком. Яблоко стало символом грехопадения, приобщения к тайному знанию. Отведав запретный плод, Адам и Ева стали способны отличать добро от зла и познали чувство стыда. Первые люди вышли из состояния невинности и безмятежности, в котором они пребывали в раю. Поскольку они обрели способность судить в категориях Добра и Зла и в этом приблизились к богам, они были изгнаны из Эдема.

Вкушение Евой и ее мужем яблока символически трактуется и как их вовлечение в половые отношения, которые до этого им были неведомы. Яблоко выступает тут как символ знания, греха, плотских наслаждений. Первородный грех Адама, по мнению богословов, был искуплен крестными муками «второго Адама» — Иисуса Христа. «Адамово яблоко» — второе название мужского кадыка, который якобы появился, когда кусок яблока застрял в горле у первого человека.

48

Яблочный Спас

Яблочный Спас — Преображение Господне, празднуемое 6 августа по старому стилю, 19 августа по новому стилю. За сорок дней до смерти Иисус поднялся для молитвы на гору Фавор вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоанном. Во время молитвы лик Иисуса преобразился, одежда сделалась блистающей и белой. Иисус разговаривал с пророками Илией и Моисеем. Глас Божий раздался из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».

49

Произошедшее истолковывается как провозглашение божественной природы Христа, его особого предназначения. Освящение плодов в день Преображения Господня имеет символический смысл — они преображаются, очищаются от мирского, грешного. К Яблочному Спасу обычно созревали яблоки, другие фрукты и овощи, а до этого праздника их запрещалось есть.

Суд Париса

Богиня раздора Эрида была возмущена тем, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды. Чтобы отомстить за обиду, она подбросила гостям яблоко с надписью «Прекраснейшей». Вокруг яблока разгорелся спор, кому же из трех присутствующих богинь, Гере, Афине или Афродите, оно причитается. Рассудить богинь поручили Парису, сыну Приама, царя Трои. Каждая из богинь пыталась подкупить Париса, чтобы заполучить заветное яблоко. Афина сулила ему мудрость и непобедимость, Гера — почет и могущество.

Однако Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала дать ему в жены саму красивую женщину на земле. Прекрасная Елена, на которую пал выбор Париса, была женой спартанского царя Менелая. Похищение Парисом Елены стало причиной Троянской войны. Миф о ссоре богинь из-за статуса «Прекраснейшей» породил крылатое выражение «яблоко раздора» — повод для противостояния, грозящего повлечь за собой устрашающие последствия.

Источник

Яблоко как символ искушения

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Символика: ЯБЛОКО

Яблоко искушения — христианский символ греха, запретный искусительний плод, росший в раю, которым дьявол в образе Змия соблазнил Еву. Хотя в Библии яблоко не упоминается, возможно, что запретный плод стал ассоциироваться с ним из-за омонимичности латинских слов malum «зло» и mālum «яблоко».

В древних мифах яблоки – символ знания, мудрости и солнечного тепла. Недаром яблоня считается священным деревом бога солнца Аполлона, имя которого происходит от того же корня, что и современное английское слово apple.

В персидских странах бытует легенда о сорока яблоках. Там считают, что если загадаешь желание, а затем съешь одно за другим сорок плодов, предварительно подув на каждый, – желание непременно сбудется. Но если остановишься на тридцать девятом – все волшебство исчезнет, и на дом обрушатся несчастья.

Яблоко раздора в древнегреческой мифологии — золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды за то, что её забыли пригласить на эту свадьбу. Гера, Афина и Афродита стали претендовать на это яблоко. Богини попросили Зевса решить этот спор, но Зевс повелел Гермесу передать яблоко Парису, чтобы тот присудил яблоко достойнейшей (суд Париса). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина — мудрость и воинскую славу, а Афродита — отдать в жены самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин — Елену, супругу спартанского царя Менелая. С этого похищения началась Троянская война.

Данте Россетти. Елена Троянская.

Мы читаем греческую мифологию и пред нашими глазами проносятся вереницами дивные образы воображаемых богинь, и богов, героев и красавиц. И, естественно художники не стояли в стороне от такой благодатной темы. И они переносили свои видения на полотна, неся в общество свое видение прекрасного.
Вот, на одном из сайтов наткнулась на вереницу полотен различных художников. Все они взяли тему яблока раздора из Троянского цикла.
Проблема выбора прекраснейшей из женщин волновала многих живописцев, и они обращались к изображению суда Париса из Троянского цикла греческой мифологии.

После случая с похищением Елены Боги невзлюбили яблоки. Греки не использовали яблоки в пищу, иначе как для уксуса. Зато нашли куда более приятную замену – виноград.

И олимпийцам не поздоровилось бы, если бы Антей сражался против них в долинах Флегры. Легенда сообщает, что поединок между Антеем и Гераклом произошел в Ликсе, небольшом маврусском городке в пятидесяти милях от Танжера, который раньше назывался Тингис. Здесь, неподалеку от моря, до сих пор стоит холм, считающийся могилой Антея. Местные жители полагают, что если с этого холма взять несколько корзин земли, то начнется дождь, который будет идти до тех пор, пока землю не вернут на место. И мы в очередной раз должны сказать, что эта легенда имеет ясное географическое истолкование, ибо в ней отмечены эпицентры космических катастроф.

Золотые яблоки Гесперид
Благодаря яблокам, Архимед открыл закон гидростатики (закон Архимеда): на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила F = ρgV, где ρ — плотность жидкости, а V — объём тела, погруженного в жидкость. По легенде, он от злости на служанку стал топить яблоки, так как она не вовремя принесла, и в процессе этого занятия и сделал свое главное открытие.

У древних ирландцев и шотландцев существовал обычай определять имя суженого. Молодой человек или девушка бросали в определенный момент через плечо на землю яблочную кожуру, где она принимала форму первой буквы имени предполагаемого возлюбленного или возлюбленной.

В эпоху Возрождения яблоко было самым популярным фруктом в Европе. Тогдашние красавицы использовали его мякоть для косметических масок: ведь она отлично очищает поры и делает кожу упругой. Более того, от латинского слова pomum (фрукт) пошло французское слово pomme – яблоко, а от него – известное каждой девушке слово «помада»!

Молодильное яблоко — предмет славянских сказок, делающий молодым того, кто его съест.

Яблочный Спас — русское название христианского праздника Преображение Господне, в который по традиции освящаются новые сборы плодов и ягод, в дни предшествующей недели в Греции собираются первые урожаи винограда, в садах центральной России созревают первые яблоки и сливы.

В геральдике яблоко является символом мира. Один из знаков власти монарха — держава, «державное яблоко», в отличие от скипетра — символа войны.

Читайте также:  Груша лучшие сорта для цчр

Источник

Яблоко

Греческое Melon и латинское — Malum означают не только яблоко, но и всякий большой плод, для точного обозначения и определения которого нужно добавить собственное название.

если разрезать его на две равные половины, станут видны семенные коробочки, сложенные в виде пентаграмм (пятиконечной звезды), которая в свою очередь, является знаком знания и инициации.

Яблоко (благодаря своему шарообразному виду, в древности) — Вечность без начала и без конца;

В христианской традиции имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло (по-латински malum) и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.

В христианской традиции связано с искушением. Предложить яблоко — значит сделать признание в любви. Подобно цветку апельсина (символ плодовитости), цветок яблони использовался как украшение для невест. Символизм, возможно, связан с тем, что сердцевина яблока в продольном разрезе напоминает вульву. Плод древа жизни, символ самой жизни, как реальный образ означает успех в жизни и получение удовольствия от успеха.

Глазное яблоко — зеница ока.

Цветы яблони — весна, начало года, начало любви; цветок юной девушки. Яблоко — осень, конец года, конец жизни. Будучи круглым (шарообразным) по форме, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек.

00 00 000 000

Содержание

Гера — власть над Азией…

Сама яблоня — эмблема первородного греха — посвящена Церере, римской хтонической богине, насылающей на людей безумие.

У греков яблоко посвящалось Венере как знак любви и желания; свадебный символ, олицетворяющий предложение руки и сердца. «Яблоко раздора» Парисом было отдано Венере. Ветви яблони имеются в атрибутике Немезиды и Артемиды. Используются также в обрядах, связанных с Дианой, где вручаются женихам в качестве приза в полуденных брачных соревнованиях в беге, (девушек-победительниц ночных брачных соревнований в беге награждали оливковой ветвью). Яблоком Диониса была айва. Яблоневое дерево ассоциировалось со здоровьем и бессмертием. Посвящалось Аполлону.

В греческой мифологии богиня ссор и сплетен Эрис, приглашенная на свадьбу Пелеаса и Фетиды, бросила между богинями: Герой, Афиной и Афродитой, яблоко с надписью: «Самой прекрасной». Сначала возник спор, судьей назначили Париса, он же присудил яблоко Елене… И началась Троянская война. Отсюда и получилось, что яблоко стало атрибутом Афродиты (Венеры) и ее служанок — трех Граций.

Яблоко было запретным плодом Золотого Века. Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. Эрида бросила между богами золотое яблоко раздора. Яблоко символизирует также бессмертие как плод из сада Гесперид или из сада Фрейи.

Среди множества культивируемых греками и римлянами плодовых деревьев было до тридцати видов яблонь. Вероятно, яблоня была завезена в средиземноморье с Кавказа. В греческой мифологии творцом яблони выступает Дионис, подаривший его Афродите, что дало повод к его эротической символизации. Во время свадьбы Зевса с Герой Гея подарила ей яблоко, которое символизировало плодородие. Геракл привез его из страны гипербореев, где оно охранялось стоглавым драконом и тремя гесперидами. Яблоко было запретным плодом Золотого Века.

Специалист по мифологии Р. фон Ранке-Гравес толкует яблоко как широко распространенный символ любви и весны:

«Оно является пропуском в Елисейские поля, яблочные сады, вход в которые сохранен только для душ героев… Яблоко — это дар трех Гесперид Гераклу, а также Евы, „матери всех живущих“, Адаму. В конце концов Немесида, богиня священных дубрав, которая в более поздних мифах стала символом божественной мести гордым царям, носит ветвь с яблоками: ее дар героям. Все райские места времен неолита и бронзового века были островами с фруктовыми садами…»

Яблоневая ветвь символизировала одну из греческих богинь — Немезиду, поскольку служила платой за вход в Элизиум. В античных мифах опьяневший бог Дионис создал яблоко, которое он подарил богине любви Афродите. Эротически ассоциируются с женскими грудями, а оболочки для семян разрезанного пополам яблока — с наружными женскими половыми органами. В связи с этим яблоко имеет отчасти двузначный символический смысл. Богиня Эрида золотым яблоком (вошедшим в поговорку как «яблоко раздора»), которое она бросила в собрание богов, обусловила выбор царевича Париса и способствовала этим похищению Елены и началу Троянской войны. С большими опасностями Геракл должен был достать и привезти яблоки Гесперид с далекого Запада. С другой стороны, богиня земли Гея подарила Гере яблоко как символ плодовитости по случаю ее бракосочетания с Зевсом. В Афинах молодожены делили и ели яблоко при вхождении в брачные покои. Передача или бросание яблок считалось знаком любви.

Их подбирает девушка, которую обгоняет бегущий юноша (АТАЛАНТА И ГИППОМЕН).

Эрида бросила между богами золотое яблоко раздора. Золотое яблоко было брошено на пиру богов и позже вручено Парисом Елене (суд Париса). Яблоко является атрибутом Венеры (см.т.ж. Путто), трех Граций (служанок Венеры)

Яблоко раздора. Золотое яблоко было подброшено на свадьбе Пелея и Фетиды (за то, что ее забыли пригласить на эту свадьбу) богиней раздора Эридой с надписью «Прекраснейшей». Три могущественейших богини Гера, Афина и Афродита стали претендовать на него. Они просили Зевса присудить яблоко достойнейшей, но тот повелел Гермесу передать яблоко Парису, сыну Царя Трои Приаму. Каждая из претенденток старалапсь посулами склонить судью в свою сторону. Гера обещала ему славу и богатство, Афина сулила воинскую славу и мудрость, а Афродита пообещала отдать ему в жены самую прекрасную женщину. Самой красивой оказалась жена спартанского царя Менелая, которую благодаря богине похитил Парис, чем вызвал Троянскую войну и, опосредованно, обогатил мировую культуру. трем богиням, что, конечно, вызвало между ними спор. Его прекратил Парис, отдав это яблоко Афродите (Венере). В благодарность за это Афродита наградила Париса любовью Елены Прекрасной, из-за чего и началась Троянская война.

Греческая, кельтская и скандинавская мифологии описывают яблоко как чудесный фрукт, дающий богам их силу. Греческий герой Геракл (в римской мифологии Геркулес) выкрал золотое яблоко бессмертия у Гесперид.

У орфиков яблоко символизировало Венеру и было посвящено ей. она почиталась как вечерняя звезда (Геспера) на одной половинке яблока и как сын утра (Люцифер) — на другой.

Во время ежегодного праздника в Делосе, в храме Артемиды, молодой Аконтиос влюбился в прекрасную Кидиппу и положил к ее ногам яблоко с надписью: «Клянусь Артемидой, что будешь принадлежать Аконтиосу», которую она прочитала. Так возник своеобразный способ: через мимолетную клятву объясняться в любви и доводить дело до свадьбы.

У кельтов Серебряная Ветвь — это ветвь яблони, обладающая магическими и хтоническими силами, а ее плод дает плодовитость невесте. Яблочный праздник Хэллоуин связан со смертью старого года.

Как плод Древа Жизни дается Идумой богам.

У кельтов Серебряная Ветвь — это ветвь яблони, обладающая магическими и хтоническими силами, а ее плод дает плодовитость невесте. Яблочный праздник Хэллоуин связан со смертью старого года.

Древне-скандинавская богиня Идунн охраняла яблоки, употребление которых в пищу давало вечную молодость. В кельтских религиях яблоко было символом передаваемых знаний.

По ирландскому поверью, яблоко — это фрукт, который обеспечивает бессмертие: при его разрезании можно увидеть пятиконечную звезду, символизирующую пять состояний от рождения до смерти и новое рождение.

В легендах кельтов-островитян Авалон, яблочная страна, является символом неземных радостей.

В кельтской традиции яблоко было плодом магии, считалось самовозрождающимся питанием для чародеев, волшебников, колдунов. У галлов яблоня была священным деревом, наравне с дубом.

Многих царей и героев прошлого легенды помещали в некой Стране Яблок, где они спят беспробудным сном, или развлекаются с прекрасными женщинами, ожидая того момента, когда Отечество окажется в опасности. Тогда они придут на помощь Родине. Так обстоит дело с королем Артуром, спящим на острове Авалон, что по-кельтски означает: «Остров Яблок».

В скандинавской мифологии магическое яблоко Идуны — олицетворение времени года между мартом и сентябрем; поедание яблок богами наполняло их новыми силами, давало вечную молодость. Средневековые предания рассказывали о том, что Александр Македонский, искавший в Индии «живую воду», однажды оказался в яблоневом саду, и узнал, что питающиеся яблоками из этого сада, обретают долговечность и живут порой до 400 лет…

Эстонцы: У молодой яблони запpещается кpасть яблоки, она может засохнуть.

— символ плодородия, здоровья, любви, красоты; эмблема брачного союза, здорового потомства. Я. и ветки яблони играют важную роль в свадебных обрядах славян. Я. выступало в функции любовного знака: парень и девушка, обменявшись плодами, выражали взаимную симпатию, публично объявляли о своей любви. Я., принятое девушкой во время сватовства, — знак согласия на брак. У южных славян приглашают на свадьбу, разнося Я. по домам. Яблоневая ветка используется при изготовлении свадебного знамени, деревца; Я. укрепляют в венке невесты. Ветки Я. втыкают в каравай (белорусы, украинцы, поляки), в запеченную свадебную курицу (русские). Идя на венчание, невеста брала с собой Я. (южные славяне); в костеле после венчания она бросала Я. за алтарь, чтобы иметь детей (лужичане). Я. давали молодоженам, чтобы у них рождалось много детей; в первую брачную ночь одно Я. клали под перину, а второе разламывали пополам, и каждый из новобрачных съедал половину. Я. — символ целомудрия невесты: его клали на брачную рубашку или вместо нее в решето. Под яблоней у южных славян совершалось обрядовое бритье жениха перед свадьбой; при смене головного убора невесты на головной убор замужней женщины покрывало с ее головы снимали яблоневой веткой и бросали его на яблоню. В обрядах Я. связывается с комплексом положительных значений. Чтобы все были здоровы, на Рождество, Новый год умывались водой, в которой лежало Я. (западные славяне); чтобы дети были здоровыми и красивыми, беременная должна была подержаться за яблоню и посмотреть на ее ветки (зимой) или на яблоки (летом); чтобы ребенок рос здоровым, сильным, румяным, с яблоком навещали роженицу (южные славяне); повитуха на крестинах раздавала всем Я. (украинцы); воду после купания новорожденного выливали под сладкую яблоню (Моравия, Словакия). В качестве жертвы Я. бросали в источник, в колодец, реку, озеро, прежде чем набрать воды из него (западные и южные славяне). У южных славян на Рождество и в Новый год самый младший член семьи приносил ветку яблони в дом, ее втыкали в рождественский калач; яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали на яблоню. Я. — дар в обрядах календарного и семейного цикла: им одаривали полаз-ника, колядующих, всех приглашенных на свадьбу и крестины. В свою очередь участники обходных обрядов приносили в каждый дом Я. и отдавали его хозяевам, клали на очаг. В Сербии, Македонии, Хорватии молодая, придя в новый дом, «одаривала» очаг яблоком с воткнутой в него монетой. Я. — воплощение плодородия: его помещали в посевное зерно, чтобы пшеница уродилась крупная, как Я. (сербы Воеводины), чтобы защитить посевы от обирания (болгары). В южной Чехии плодовые деревья в Сочельник «кормили» орехами, яблоками. Последнее Я. не срывали с дерева: его оставляли на ветке, чтобы в будущем году был урожай (см. «Борода») или для птиц. В Словакии молодая, придя в новый дом, переворачивала полную яблок корзину, чтобы в хозяйстве было изобилие. Помогало от бесплодия Я., зародившееся после вторичного цветения яблони (болгары), первое на молодом дереве (сербы), долго висевшее на яблоне (украинцы). Я. связано с миром мертвых и играет значительную роль в похоронных обрядах: его клали в гроб, в могилу, чтобы покойник отнес его на «тот свет» предкам. В болгарских поверьях Архангел Михаил принимал душу в рай только с Я. Я. на столе в Сочельник предназначалось для умерших, поэтому, боясь мести предков, запрещалось брать Я. с рождественского деревца (Польша). До сих пор в поминальное блюдо «коливо» кладут кусочки Я. (Болгария). В поминальные дни обменивались яблоками за упокой души умершего, на кладбище Я. клали на могилу, на крест или закапывали рядом с крестом. Яблоня выступает как посредник между двумя мирами, как связующее звено в приобщении души к миру предков. Маленькую яблоню несли перед гробом, сажали на могиле (вместо креста), чтобы умершие могли через нее общаться с живыми (сербы, болгары). Полагали, что деревце находилось с покойником в пути до самого его перехода на «тот свет». Когда яблоня засыхала, это значило, что душа достигла рая и дерево должно расстаться с ней. После похорон молодого неженатого человека яблоневую ветку втыкали в потолок в помещении, где лежал умерший (болгары). Южные славяне считали, что яблоня связана с нижним миром, так как ее плодами питаются самодивы, ее сажают на могилах. Другие полагали, что до Яблочного Спаса, то есть до освящения яблок, на яблоне обитают русалки, черт (Полесье); под ней находят клады (поляки). Я. освящали в церкви на Преображение (Яблочный Спас) и только после этого их разрешалось есть. У южных славян это совершалось в Петров день (29.У1). В украинских легендах «Святой Понедельник» во время разговления в день Преображения Господня одаривает грешников яблоками за стенами рая, а праведники в раю получают Я. из рук Господа. В христианских легендах с яблоней и ее плодом связано грехопадение Адама и Евы, которые, вкусив запретный плод, были изгнаны из рая. В украинской легенде падший ангел соблазняет их Я., сказав, что съев его, они станут богами.

Читайте также:  Тренажер для фигуры груша

В народе Преображение Господне чаще всего именовали «Яблочным», так.как к этому дню поспевали яблоки, другие плоды и огородные овощи. Говорили;»Второй Спас — срывают спелые яблоки», «Пришёл Спас — всему час: плоды зреют», «Пришёл Спас — яблочко припас», «Яблоки не родятся — так и Спаса не будет».

Созревшие плоды (яблоки, горох, картофель, огурцы, репу, брюкву) носили для освящения в церковь.

На Руси, в частности в древнем Новгороде, освящение плодов и особенно яблок происходило с наибольшей торжественностью. Так, в церкви Спаса Преображения на Ильине улице святитель совершал литургию, а после пения «Достойно» софийский ключарь, облаченный в епитрахиль, кадил и освящал яблоки с одного блюда на части, а другие оставлял целыми. Разоблачившись, святитель вставал на свое место и отведывал яблоко, затем по целому яблоку раздавал государеву боярину, воеводе, дьякам, представителям властей, священникам и «нарочитым» гражданам, а разрезанные яблоки распределял среди народа. После обедни святитель давал праздничную трапезу для причта Софийского собора.

После освящения и благословения разрешалось есть плоды (до Второго Спаса не ели никаких плодов, кроме огурцов): «Второй Спас яблочком разговляется», «Пришёл Спас — оскомину принёс (от зелёных яблок)». Есть плоды до этого времени считалось большим грехом («Кто до Второго Спаса ест яблоки, тому на том свете не дадут яблочка из райского сада»). Не выполнивший данного запрета и попробовавший яблок раньше срока, чтобы искупить свою вину, не должен был есть их в течение сорока дней после Второго Спаса. Наиболее строго следовало воздерживаться от преждевременного употребления яблок тем из крестьян, у которых умерли дети в младенческом возрасте. По народным представлениям, на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки. Эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых (особенно — мать) не едят яблок до Второго Спаса.

Яблоки, освящённые в день Преображения Господня, назывались «спасовскими». При разговлении ими молодёжью соблюдался обычай — загадывать о своей судьбе. Считалось, что желание, задуманное в тот момент, когда проглатывался первый кусок Спасова яблока, должно обязательно исполниться. Девушки, думая о женихах, приговаривали:»Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Спасовскими яблоками угощали в день П. нищих и больных: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». О людях, не выполнивших этого, замечали; «А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного»(Сахаров И. П. 1990. С.294).

После праздничного освящения яблок, в день Второго Спаса после обедни совершали благодарственные молебны в садах, при этом выносились иконы, чаще других икона Преображения Господня. Затем начинался сбор яблок в садах и их продажа: «Вовремя убрать — вовремя продать.» В Рязанской, Нижегородской губ. помещичьи сады сдавались купцам, при этом в день Второго Спаса продавалось и покупалось большое количество падалицы и хороших яблок. Крестьянские женщины расплачивались грошами, куделью пеньки и льна, яйцами (например, получая за одно яйцо две-три пригоршни яблок). Целые возы яблок развозились по приходам и церквам, где распродавались после торжественной службы.

В России яблоко клали на могилу умершего.

В кpасном углу цветёт Святое деpево, У этого деpева веpхушка До неба дошла. Это деpево по всему свету Цветёт. У этого деpева по пяти фунтов Листья. У этого деpева по семи фунтов Яблоки. У этого деpева по всей России Коpни.

«Настоящая яблоня (Malus silvestris) в Китае не культивируется; найденные разновидности более сходны с M. prunifolia, внешне красивы, но цветут скудно. Дикая сибирская яблоня M. baceata имеется в большом изобилии на Севере. Мелкая вишневая яблоня, Pyrus spectabilis, также распространена».

В Китае яблоко является символом мира и согласия по причине созвучия китайских слов пин — «яблоня» и пин — «мир». Подношение в дар несет в себе идею о вечном согласии и эквивалентно пожеланию «Мир вам». Однако название яблока созвучно и слову «болезнь», поэтому в Китае не принято дарить яблоки больным.

Яблоневый цвет встречается как декоративный мотив и символизирует женскую красоту.

У китайцев яблоко означает мир и согласие.

Цветок яблони — китайский символ мира и красоты.

В Библии можно обнаружить множество мест, в которых не найдешь объяснения: о каких именно яблоках идет речь; упоминаются несколько раз только гранаты. Поэтому в истории соблазнения Евы Змием, говорится не о яблоне, а о некоем дереве: «мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая» (Бытие 3: 1—6).

Яблоня в библейской «Песне песней» (2: 1—8) — любовь и плотское влечение,

Читайте также:  Во сне ела сладкое яблоко

Съеденное Адамом и Евой яблоко сделало их смертными.

Обретя роль запретного и столь дорого оплаченного нашим праотцом плода, яблоко стало выражением первородного греха.

Символом греха и фальши стало яблоко Содома — внешне красивое, а внутри наполненное пеплом, как писал в «Еврейской истории» Иосиф Флавий (37 — 103 г. г. нашей эры), однако до конца этого выражения не объясняя. В христианской символике яблоко в руке Христа выражает искупление первородного греха; также в руке Девы Марии — как бы новой Евы. Корзина с яблоками — атрибут святой Доротеи.

в символике христианской — эмблема Земли и земных чаяний, желаний (бренных, преходящих), а его цвет, запах и сладость — искушения загробного мира.

Соломона 2:3, где говорится: «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей». Этот отрывок был истолкован как намек на Христа.

Соглйсно традиции, как Христос является новым Адамом, так и Дева Мария считается новой Евой, и по этой причине яблоко в руках Марии также указывает на спасение. Яблоки стали атрибутом Св. Дорофеи.

По традиции (но не по библейскому источнику), плод Древа Познания (АДАМ И ЕВА, 2). Возможно, это заимствование из классического образа золотой яблони Гесперид (ГЕРКУЛЕС, 11). Отсюда происходит символ яблока как грехопадения человека и (когда его держит Младенец Христос) аллюзия на будущую миссию Христа как Искупителя (ДЕВА МАРИЯ, 13; НАТЮРМОРТ). Яблоко во рту обезьяны имеет аналогичное значение.

В христианской традиции имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло (по-латински malum) и является плодом совращения Адама и Евы. С другой стороны, изображенный с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение. Обезьяна с яблоком во рту означает грехопадение.

На латыни слово «яблоко» и слово «зло» пишутся одинаково — malum. Именно в этом усматривается связь с библейской легендой, в которой говорилось о том, что запретным плодом с Древа Познания из райского сада, съеденным Адамом и Евой, было яблоко (Быт. 3:3). В сценах искушения змеем в райском саду Еву обычно изображают с яблоком в руке, которое она предлагает Адаму. Яблоко также может быть символом Христа, нового Адама, который взвалил на себя ношу греха человеческого. По этой причине, когда мы видим Адама с яблоком в руках, оно указывает на грех, но когда яблоко в руках у Христа, оно символизирует плод спасения. Такое толкование основывается на Книге Песни Песней Соломона 2:3 где говорится: «Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей». Этот отрывок был истолкован как намек на Христа.

Согласно традиции, как Христос является новым Адамом, так и Дева мария считается новой Евой, и по этой причине яблоко в ее руках также указывает на спасение.

Несмотря на то что плод, которым искусили Еву в райском саду, в Библии не назван, яблоко было первым фруктом, на который пал выбор позднейших толкователей Священного Писания. Яблоко как символ, таким образом, приобрело и положительное, и отрицательное значение применительно к понятию «познание» (так как Ева сорвала его с Древа Познания добра и зла). В искусстве яблоко символизирует первородный грех, если его изображают во рту обезьяны или змеи. Иисус Христос в образе Спасителя часто держит в руках яблоко или указывает на него — символ Спасения.

Яблоко в роли запретного райского плода стало называться позднее, после чего оно и стало считаться символом познания Добра и Зла, отправной точкой для последующего создания «шкалы» оценок и норм морали.

« Обыкновенно думают, что это название означает лимонное дерево с его плодами. Собственно яблонное дерево очень редко на Востоке, и приносимые им яблоки не имеют красоты, и приятного запаха, и в сем отношении оно мало соответствует изображению его в Священном Писании. Лимонное же или апельсинное дерево, напротив, всецело соответствует этому, что говорится в Кн. Песнь Песней об его красоте. благовонном запахе, и приятном вкусе и освежающем действии плодов оного. Другие же разумеют под сим названием померанцевое дерево».

Яблоня соотносится (астрологическая зависимость) с созвездием Девы.

Алхимики подметили, что разрезанное поперек яблоко в своей сердцевине содержит некую пятиконечную форму, что напоминало им об искомом пятом элементе. Также они использовали этот плод в качестве символа знания. Яблоко в алхимии — сера.

Используется для очищения и омоложения организма, профилактики и лечения заболеваний органов пищеварения.

Один из способов сведения бородавок состоит в натирании их чистыми, без крапинок, яблоками, которые затем зарывали в землю.

В России широко использовали для лечения яблоки, освященные в церкви.

Яблоко также использовалось как приворотное средство, для чего нужно было его разрезать пополам и, поместив внутрь записку с именем любимиого, положить на солнцепек. Как яблоко сохнет на солнце, так и желанный человек должен сохнуть от любви.

Если жених видит во сне, что ест яблоко, это означает скорую свадьбу и его счастье в браке.

В обычной жизни яблоко из-за своей почти идеально круглой формы воспринимается как космический символ, поэтому короли и цари наряду со скипетром держат в руках представляющее весь мир «державное яблоко» (державу). В античном мире на монетах изображались три круга, обозначавшие известные императору Августу части земли — Азию, Африку, Европу, а «державное яблоко» было увенчано фигурой богини победы (Нике, лат. Виктория). В христианскую эпоху место Нике занял крест, поэтому даже астрономический символ Земли — это круг с водруженным на нем крестом.

Примечательно, что даже непривлекательная яблоня-дичок нашла свое применение в геральдике. «Лесное яблоко, жесткое и кислое, особенно хорошо служит для сохранения вина, чтобы оно не прокисло. Таким образом, жесткостью наказывается зло, добродетель же сохраняется» (Бёклер, 1688).

Золотые яблоки являются атрибутом персонифицированной бдительности, а также гарпий, сопровождающих скупость.

«Венера, или Афродита, богиня красоты, изображается нагою девицею с яблоком в руке;…»

Яблоня, обремененная избытком плодов, надломленная и склонившая ветви.

Моё изобилие вредит мне.

Символ того, что изобилие или слишком большая удача становятся источником погибели для многих, приводят человека ко многим порокам и затруднительным обстоятельствам, которых при умеренной удаче он мог бы избежать. [EMSI 2-12,с.114] в данном случае рассматриваются как плоды вообще! NB!

Согласно Юнгу, яблоко, съеденное Адамом и Евой, выступает в качестве символа жизни.

По Дилю яблоко — символ земных желаний или потворства им. Предупреждение не вкушать запретный плод исходило, таким образом, из уст высшего существа как предостережение от гипертрофии материальных желаний (15). Интеллект, жажда познания, как полагал Ницше, является единственной промежуточной зоной между земным желанием и чистой духовностью.

Во сне красное или зеленое яблоко означает гармоничную органическую жизнь. Червивое — говороит об отношения, с виду благополучных, но подточенных изнутри.

В одной из сказок братьев Гримм завистливая мачеха дает Белоснежке заколдованное яблоко, которое вызывает сон, подобный смерти, хотя из этого сна ее может вызволить благородный принц.

Яблоко раздора — несогласие, ссора. «Яблоко Адама» — кадык, который бывает только у мужчин, это, согласно легенде, кусочек запретного плода, который застрял у Адама (и его потомства) в горле. Одно из самых ходовых монашеских присловий в средние века было: «Mala mali malo mala contulit omnia mundo», (лат.) то есть «Яблоко принесло миру все зло». «Красиво яблоко, но внутри гнилое. Как же прекрасна бывает ложь, если ее украсить!» («Венецианский купец» У. Шекспира). Немецкое выражение: «Epfel (nicht) essen mogen» — то есть «мочь (или не мочь) есть яблоко», в переносном смысле означает: «быть или не быть импотентом». Присловье: «яблоко от яблони недалеко падает». Моченое яблоко — вещь невкусная. Любитель моченых яблок — человек с чудачествами. «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Притчи 25: 11). Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — иносказание «в котором благовременный мудрый совет, практически исполненный, сравнивается с вкусным плодом в серебряной корзине». Яблоко от яблони…

Чёртовым яболоком в Европе называли картофель.

Как известно, Ньютон лежал, отдыхая в саду, и упавшее яблоко навело его на мысль о земном притяжении, что и Луна на орбите держится именно по гравитационным законам.

Относительно принятия фирмой «Эппл» товарного знака существует несколько версий. По одной из них компания была создана Стивом Джобсом и Стивеном Возняком 1 апреля 1976 г. — Джобс весь этот день ел яблоки. По другой версии название компьютеров «Макинтош» связывают с одноименным сортом яблок в честь Джона Макинтоша. Их 6-цветный товарный знак был создан Реджисом Маккенной в 1977 г. Возможно, что надкусанное яблоко — символ греха и знания, — одна из самых мистических тайн человечества.

Яблоня Жизни — в этом названии отзвуки рассказанной выше легенды об Артуре. Также как и название: «Яблоки из Самарканда» из «Сказок 1001 ночи». Там есть сказка о правителе Ахмаде, раздобывшем «Самаркандское» яблоко, запах которого излечивает все болезни.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector