Яблоко это предмет неживой природы

«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия

Людмила Гордеева
«Знакомство с объектами живой и неживой природы». Конспект занятия

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей.

Программное содержание: Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Развивать мышление, речь, пространственное воображение, память, зрительное восприятие. Воспитывать любовь и интерес к природе, умение сопереживать. Развитие игровой деятельности детей.

Предшествующая работа: Занятие и беседы об окружающей природе, о взаимосвязи живой и неживой природы, о месте человека в природе, о взаимодействии человека с природой. Чтение стихов, загадок о природе. Наблюдения.

Организационная работа:создание гигиенических условий: перед началом занятия протереть пол, проветрить помещение.

Материалы к занятию: Сказочный персонаж мальчик – луковка Чиполлино.Набор картинок: «Живая природа», «Неживая природа».Изготовленный ранее плакат, на котором изображены объекты живой и неживой природы, изделия и постройки, природные явления. Предметы живой природы, неживой природы. СD-диск «Музыка- звуки природы» Яблоко. Мяч. Карточки с лицами человечка (улыбающееся, с прямым ртом, грустное). Карточки с цветом. Таблица.

Ход НОД: Встреча ребят со сказочным героем Чиполлино в уголке природы.

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, кто находится рядом с нами в уголке природы, кто нас окружает?

Ответы детей: нас окружают разнообразные комнатные растения.

Воспитатель: обратите внимание, к нам в уголок природы пришел сказочный персонаж мальчик-луковка Чиполлино. Мы знаем его по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Это жизнерадостный, веселый мальчик. Он помогает своим друзьям, всегда спешит на помощь, если в нём нуждаются. Но сейчас Чиполлино плачет. Что же случилось?

Чиполлино : «Я сейчас один, никому не нужен. Только я появляюсь, у людей наворачиваются слёзы. Мне так грустно!»

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ему. Посмотри, Чиполлино, какая у тебя красивая луковичная голова, на ней распускаются зелёные листья. Ты похож на растения, которые растут в нашем уголке природы. Они очень важные жители нашего дома! Ребята, давайте узнаем вместе с Чиполлино о том – кто такие растения и другие объекты природы, которые нас окружают, и той роли, которую они играют в нашей жизни.

Воспитатель: «Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг

Небо светит голубое

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса

Человек и время года-

Ответы детей: Природа.

Воспитатель: о каких объектах и явлениях природы, говорится в этом стихотворении?

Ответы детей: Небо светит, солнце, ветер листьями играет, тучка в небе проплывает, поле, речка, трава, горы и т. д.

Чиполлино: А я давно дружу с растениями и о других природных объектах много знаю. Все то, что окружает человека и не сделано его руками, называется объектами природы.

Чиполлино: Какие объекты живой природы изображены на плакате?

Чиполлино: Какие объекты неживой природы изображены на плакате?

Ответы детей: это солнце, воздух, почва, вода.

Чиполлино: а какие ещё объекты неживой природы вы знаете?

Ответы детей: камни, полезные ископаемые.

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, что объекты неживой природы не дышат, не питаются, не размножаются. Но мы часто замечаем, как изменяются объекты неживой природы: падает снег, идёт дождь, тает лёд.

Все изменения, которые происходят с объектами неживой и живой природы, называются явлениями природы.

Чиполлино: Какие явления природы изображены на плакате?

Ответы детей: листопад, опыление цветков насекомыми, добывание пищи дятлом, подготовка зверей и птиц к зиме.

Чиполлино: Ребята, а как называются объекты, которые сделаны руками человека? (это изделия и постройки) назовите их.

Ответы детей: Дом, забор, книга, шахматы, лопата и др.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем.

Дети встают в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому – нибудь из играющих,произнося при этом одно из четырех словосочетаний : «объекты живой природы», «объекты неживой природы», «явления природы», «объекты, сделанные руками человека». Тот, кто поймал мяч, должен назвать любой объект природы (явление природы) или объект человеческой деятельности, на который указал ведущий.

Чиполлино: И я хочу поиграть, угадай, что у меня в руке?

Дети стоят, выстроившись в круг. Чиполлино вызывает одного ребенка в центр круга, просит его закрыть глаза и кладет в его руки предмет. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнать на ощупь. Ребенок называет предмет, открывает глаза и определяет к какой группе объектов («объекты живой природы», «объекты неживой природы», «явления природы», «объекты сделанные руками человека» относится названный предмет.

Воспитатель: (организовывает беседу с ребятами по теме «Природа в жизни человека»,используя стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Пчелы в поле и в саду

И к тому же в их труде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

И при всей огромности

У Природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

Ответы детей: правдивости, чистоте, доброте, скромности, учит крепкой дружбе.

Воспитатель: (игра размышление)

Три четверти поверхности Земли занимает вода (с этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите). Одна четвертая поверхности Земли – суша. Разделите эту четвертушку на две восьмушки. Одна восьмая поверхности Земли составляет ту сушу, на которой почка отсутствует. Это Антарктида, высокие горы, пустыни ит. д. Оставшаяся одна восьмая поверхности Земли покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т. д.

Читайте также:  Что такое яблоко задора

Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почками. Но почка – это только тонкий слой земной коры. Это тонкая кожура яблока. Берегите нашу Землю!

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы не грянула беда –

Целы они – жизнь возродится снова.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.

«Ходят капельки по кругу»

Эта игра интересная и волшебная. Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Полетели капельки на землю…. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Игра «Барометр настроения»

Воспитатель: Ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что бы вы хотели ещё узнать об объектах природы? Ваши пожелания!

По окончании занятия детям, предлагается выбрать лицо человечка (если занятие понравилось – улыбающееся; не очень понравилось – с прямым ртом; не понравилось – грустное) и карточку с цветом. Выбор ребенка заносится в таблицу.

№п. п Фамилия имя ребенка возраст выбор ребенка

начало занятия

лицо цвет Выбор ребенка

завершение занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся в группу, скажем «спасибо!» Чиполлино за интересное общение. Мы с ним ещё встретимся!

detsad 29380 1453055541Использование игровых макетов в познании дошкольниками мира живой природы Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по ознакомлению с миром живой природы. Задачи: • Активизировать лексический словарь. • Развивать.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы Задачи: 1. Обобщить представления детей о деревьях, кустарниках, цветах. 2. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя.

Доклад «Уголок живой природы, как основная форма экологического образования дошкольников» Я работаю в детском саду № 13 города Новозыбкова. В нашем ДОУ функционирует 11 групп. Весь воспитательно-образовательный процесс выстроен.

Игра-путешествие «В мире живой природы» Игра-путешествие «В мире живой природы» Задачи: формировать экологические знания о лесе; закрепить знания о грибах: съедобные и несъедобные.

Конспект логопедического занятия «Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе» для детей 6–7 лет Тема: Зима. Зимние изменения в живой и неживой природе. Программные задачи: коррекционно—образовательные: обобщить знания детей по теме.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с живой природой на тему «Прогулка по лесу» в старшей группе Конспект открытого занятия по ознакомлению с живой природой на тему «Прогулка по лесу» в старшей группе. Тема: «Прогулка по лесу». Цель:.

detsad 374344 1458481386Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста Тема: Кто такие насекомые? Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания.

detsad 277854 1446577716Уголок живой природы в старшей группе Отношение ребенка к окружающей природе формируется с раннего детства. Это способствует общему развитию, формирует ответственность. Не все.

Викторина «Рекорды живой природы» Название викторины «Рекорды живой природы» Викторина для обучающихся 4-6 классов образовательных учреждений. Автор-составитель: Дербина.

Источник

Конспект занятия «Живая и неживая природа»

наталия марунь
Конспект занятия «Живая и неживая природа»

Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

1. Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3. Солнышко для этапа рефлексии.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

— Добрый день, дорогие ребята.

– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

1. С чего мы начнем свою работу?

Читайте также:  Четыре строчки о яблоках

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

— Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.

III. Выявление места и причины затруднения.

— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

1. А что у вас вызвало затруднение?

-не смогли разделить на 2 группы;

– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.

Ребята, это что? – Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается – да, из яиц.

Питается? – да, клюет зерна;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение знаний на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Читайте также:  Вкусная постная выпечка с яблоком

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:

— живые природные богатства

неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:

Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

Проживает

У него рука – во лбу

Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)

Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)

Итог занятия:

1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

-В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

приложение: (текст к презентации)

посмотри мой милый друг

что находится вокруг

небо светло голубое

солнце светит золотое

ветер листьями играет

тучка в небе проплывает

поле, речка и трава

горы, воздух и листва,

птицы, звери и леса

гром, туманы и роса

человек и время года это все вокруг природа!

Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.

Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!

Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:

снег укроет как одеялом,

а лучи солнца согревают все живое на земле!

Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки

Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного

в природе все имеет свое место и значение.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector