Девочка с персиками вид искусства

В.А. Серов «Девочка с персиками». Анализ картины

Поездка в мае 1887 года в Италию вместе с Ильей Остроуховым и Михаилом и Юрием Мамонтовыми стала особенно значительной для Серова. Восхищаясь работой итальянских мастеров, наслаждаясь красотами Венеции, Флоренции и Милана, он пишет своей невесте Ольге Трубниковой: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Наступает особый, «отрадный» период творчества Серова. Наслаждаясь и буквально впитывая в себя Италию, художник стремится и в своих работах запечатлеть и передать кусочек этой солнечной и живой страны («Площадь Св. Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»).

Однако, несмотря на обилие позитивных эмоций и ярких впечатлений, уже в эти года начинает формироваться центральная доминанта творчества художника — поиск целостности, желание прийти к обобщению. В это же время Серова начинает привлекать импрессионизм.

Верочка с персиками

Абрамцево — усадьба, в которой когда-то жил писатель С.Т. Аксаков, с 1870-го года стала принадлежать известному меценату и покровителю художников Савве Ивановичу Мамонтову. Серов долго гостит в усадьбе. Родная живописная природа с её лесами и полями, протекающая рядом речка Воря, особая атмосфера — всё это благоприятным образом влияет на настроение художника и неизменно находит отражение в творчестве этого периода. Именно тогда пишутся картины, впоследствии ставшие классикой русского искусства. Одной из таких работ стала известная «Девочка с персиками».

«Девочка с персиками» — это картина, изображающая счастливое мгновение детства, некий обобщённый образ. Но это и портрет — портрет конкретной девочки — дочери Мамонтова.

Двенадцатилетняя Вера Мамонтова изображена во всей своей прелести и очаровании юного существа — природная изящность, естественность и жизнерадостность. Девочка, обстановка комнаты — всё наполнено светом и счастьем.

cover1 w600

История создания картины «Девочка с персиками»

История возникновения идеи написать портрет дочери Мамонтова проста и незатейлива. Одним летним днём девочка, взяв с собой персики из оранжереи, вошла в комнату и присела за стол. Серов, мгновенно заметивший всю прелесть и чистоту открывшейся перед ним картины, предложил Вере попозировать ему. Каждый день живой и бойкой девочке приходилось часами сидеть на одном месте и позировать художнику. Сам Серов вспоминал: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Окончив работу, художник подарил портрет матери девочки, Елизавете Мамонтовой. Долгое время картина так и находилась в имении, в наши же дни в Абрамцеве висит копия, а оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее.

Художник и искусствовед И. Грабарь так говорит о процессе написания Серовым картины: «как ни волновала его стоящая перед ним чисто цветовая задача, но ещё более волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи».

Анализ картины «Девочка с персиками»

Являясь настоящим мастером приёма светописи, художник создаёт некую вуаль таинственности на чистом и женственном лице девочки. Окно гостиной подобно зеркалу отражает всю детскую радость и живость ребёнка. Но и выражение самого девичьего лица, чистого и слегка загадочного, живого, но чуть серьёзного, подсказывает, что перед нами уже не маленький несмышлёный ребёнок, но взрослеющая и уже слегка подражающая взрослым девочка.

Композиционно картина выверена до мельчайших деталей, но сделано это так мастерски, что зритель не замечает этого. Лицо Веры расположено на высоте три четверти по средней вертикальной оси и в центре холста по горизонтали, что является непременной чертой традиционной классической живописи. Однако обстановка, предметы на картине должны были отображать живость девочки, внутреннюю неподвижность. Диагональное расположение стола, летящие крупные мазки, блики света и яркие пятна — всё это позволяет вдохнуть жизнь в статичный по своей сути портрет. В итоге зрителю кажется, что картина не постановочна, ребёнок не позировал, нет — это лишь момент, вырванный из динамичной детской жизни, тот яркий миг, когда художнику удалось поймать минуту спокойного созерцания.

Цвета портрета подобраны чудесные. Яркая и нежно-розовая, переливающаяся на солнце кофточка Веры — не выдумка художника, а настоящая её одежда. Серов так и увидел девочку в своей нарядной блузе и попросил ничего для портрета не изменять. Особая чистота и свет передаются этим милым и нежным нарядом.

В окне позади девочки видны яркие и солнечные золотистые листья. Серов писал картину поздним летом — ранней осенью, и деревья уже сменили свою зелёную листву на осеннее «одеяние». От этого картина только выиграла — свет представляется нам во всех своих оттенках: яркие пятна на кофточке Веры, светлые блики на посуде и стене, жёлтые лучи солнца из окна.

Читайте также:  Дырчатая пятнистость листьев абрикоса

Удивительное сочетание светлых нежных оттенков и тёмных цветов также способствует передаче внутренней динамики и некоторой «выхваченности» момента. Тёмная шапка волос Веры, кожа, тронутая загаром, тёмные персики и почти чёрная мебель обрамляют яркие и прозрачные оттенки, позволяют более внимательно вглядеться в лицо девочки. Пальцы, обхватывающие персик, изгиб губ, вот-вот сорвущихся в улыбку — всё это заставляет поверить, будто ещё мгновение — и девочка схватит своё лакомство и убежит прочь на улицу — туда, где яркое солнце и погожий тёплый день.

По сути, приближаясь к сюжетной картине, «Девочка с персиками» становится больше, чем просто портретом. Сюжет кажется банальным: девочка в розовой блузе с чёрным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью; на столе лежат персики, оторванные вместе с листочками, и нож; из окна виднеются деревья в золотом убранстве; комната прописана тщательно вместе со всеми стульями, белой с синим узором тарелкой на стене и деревянной фигуркой гренадера (расписанной, кстати, самим Серовым) позади девочки. Но именно свет делает композицию такой цельной и. не случайной! Мягкие тёплые лучи касаются девочки и каждого предмета в комнате, озаряя чистым светом всё вокруг. «Девочка с персиками» стала настоящей гармонией света и тени, статики и динамики. Картина, полная тончайших переходов, точных мазков и ярких бликов, удивительно тонко объединила красоту живописи конкретного образа и обобщения всего прекрасного и светлого, что есть в юности.

Источник

Краткая история создания картины «Девочка с персиками»

Валентин Александрович Серов — живописец, мастер портретного жанра конца XIX-начала XX веков.

Весной 1887 года художник посетил Италию и вдохновился яркими пейзажами и жизнерадостными людьми. Живописец считал, что его современники создают мрачные, тяжелые полотна. Он же хотел запечатлеть светлое и радостное восприятие мира, перенести краски солнечной Италии в свои картины.

После путешествия по Италии Серов приезжает в подмосковную усадьбу Абрамцево, которой владел фабрикант и меценат Савва Мамонтов. Художник часто сюда приезжал и надолго оставался. В Абрамцеве постоянно собирались творческие люди: писатели, архитекторы, музыканты. В такой дружеской атмосфере В. С. Серову пришла идея создания непринужденного, живого портрета. Он хотел забыть о правилах, о том, чему его учили, и просто перенести на холст увиденное. По мнению Серова, портреты часто утрачивают естественную свежесть, которую видишь в реальности, но не всегда можешь передать красками.

Кто на портрете?

На холсте мы видим Веру Мамонтову, дочь хозяина усадьбы. Девочку художник знал с рождения. Первый раз Серов посетил Абрамцево в десять лет. У четы Мамонтовых тогда только родилась дочь Вера, а их сыновья были ровесниками будущего живописца. Мальчишки часто устраивали домашние спектакли и веселые игры. Серов ощущал себя родным в семье Мамонтовых.

В момент создания знаменитого полотна Вере было двенадцать лет, а художнику двадцать два. Интересно, как молодому живописцу удалось уговорить веселую, подвижную девочку-подростка долго позировать и сидеть на одном месте. Картину мастер писал больше месяца.

Как возник сюжет картины?

Однажды летним солнечным днем Вера забежала в столовую. Солнечная, румяная, запыхавшаяся от веселых уличных игр, она быстро взяла персик и на мгновение присела отдохнуть. Художника впечатлила девичья непосредственность. Так родилась идея шедевра.

Сначала картина обозначалась как «Портрет В. М.». Позже полотно приобрело обобщенное название, так как Серов создал не просто портрет конкретного человека, а собирательный образ девочки — обаятельной, естественной, задорной.

Цвет и настроение шедевра

«Девочка с персиками» удивительно притягивает взгляд. Хочется всматриваться в юное свежее лицо главной героини, ловить настроение, изучать детали картины.

Рука живописца запечатлела дивное мгновение молодости, безмятежного бытия девочки-подростка. Кажется, что Серов сотворил шедевр за пару минут, будто сфотографировал, поймав короткий прекрасный момент. Растрепанные волосы, пылкий взгляд, вынужденная поза выдают настроение девочки. Она принимает серьезный вид, ведь ее попросили позировать, но так хочется рассмеяться, вспорхнуть и умчаться навстречу веселым играм и приключениям.

Жизнерадостность Веры подчеркивается теплыми, радостными тонами. Даже розовая блузка будто освещает пространство мягким светом. Нежный румянец на щеках девочки невольно сравниваешь со свежими персиками. Стены и стол, напротив, изображены с использованием холодных оттенков серого и голубого. Такое ощущение, что комната слишком строга и скучна для беззаботной и озорной Веры.

Интересный факт placeholder

Однажды кто-то из друзей Серова, гостивших в усадьбе Абрамцево, решил пошутить и нарисовал на холсте жука. Серов закрасил насекомое, но черная краска со временем проступила. Присмотритесь внимательнее. Видите бледно-фиолетовое пятно в левом нижнем углу? Это — тот самый жук.

Что стало с картиной?

После окончания творческого процесса Серов подарил портрет Вериной матери Елизавете Григорьевне. Картина долго украшала стену столовой, в которой девочка позировала художнику. Сегодня в Абрамцеве находится копия портрета, а оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее.

Портрет высоко оценили критики. В художественной манере Серова они отметили восхитительную игру света и тени, характерную для импрессионизма, и сравнили живописца с европейскими мастерами.

Читайте также:  Торт со свежим яблоком

Судьба Веры

Вера Мамонтова позировала не только Серову, но и другим знаменитым художникам. Жизнь ее оказалась похожей на «картинный» светлый, но короткий миг. Женщина была счастлива в браке с московским дворянином, министром Александром Самариным. Вера стала матерью троих детей. В тридцать два года жизнь ее оборвалась из-за тяжелой формы пневмонии.

Источник

Валентин Серов.
Девочка с персиками

Пожалуй, даже не самые великие знатоки живописи знают имена Сезанна, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуара и знакомы хотя бы с несколькими их полотнами. Но когда речь заходит об импрессионизме с русскими корнями, то оказывается, что у большинства наших современников представление о том, какие побеги дали эти корни, весьма смутное. Вот с реализмом – здесь все в порядке! Русские художники правдиво показывали… гневно обличали… своими картинами призывали… и так далее. Бесспорно, и показывали, и обличали, и призывали, но еще и чувствовали и передавали ощущения в своих работах. Творчество многих русских живописцев имеет самое непосредственное отношение к импрессионизму, а их работы мировой художественной критикой признаны яркими и достойными образцами этого направления.

Одна из самых первых картин, созданных в этом направлении в России, был портрет Веры Мамонтовой, который известен под названием «Девочка с персиками».

Валентин Александрович Серов вошел в летопись русской живописи как замечательный пейзажист, мастер полотен на историческую и бытовую тему.

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%98%D1%84%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%B2 %D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B5 1893

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B5 %D0%BE%D0%BA%D0%BD%D0%BE. %D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C 1886

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5 %D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8F %D0%9D%D0%B0 %D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B5 1901

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F %D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%83 1893

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80 II %D0%B8 %D1%86%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 %D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0 %D0%BD%D0%B0 %D0%BF%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B5 1900

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9E%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C. %D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE 1895

Но особой строкой в перечне картин художника значатся его многочисленные портреты.

Известные государственные мужи и деятели литературы и искусства, светские дамы и совсем юные девушки, очаровательные дети и образы умудренных жизненным опытом людей – из их лиц, обрамленных рамами, можно создать целую картинную галерею.

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%9C.%D0%AF.%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 1895

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9D. %D0%AF. %D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%B7 1889

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9E. %D0%A4. %D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0 1892

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%93. %D0%9B. %D0%93%D0%B8%D1%80%D1%88%D0%BC%D0%B0%D0%BD 1907

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%97. %D0%9D. %D0%AE%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0 1902

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%9C. %D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9 1905

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%9C. %D0%95%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0 1905

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%9D. %D0%90. %D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2 1898

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9 II 1902

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2 1901

Но если представить себе, что огромное количество этих портретов не созданы, а написан только один, то и тогда бы имя художника не «затерялось», потому что на такое лицо просто нельзя не обратить внимания.

«Девочку с персиками», которую называют одной из самых известных картин в русской живописи, Валентин Серов написал, когда ему было всего 22 года. Это было летом 1887 года, художник недавно вернулся из путешествия по Италии, светлые впечатления от солнечной страны, изумительной архитектуры и блистательного итальянского искусства переполняли его. Он писал:

«В нынешнем веке пишут все тяжелое, а я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное»

Таким «отрадным» местом для художника всегда было имение известного русского мецената Саввы Мамонтова Абрамцево. В этой семье Серова знали и любили с юношеских лет, туда писать красивейшие окрестные пейзажи приезжали его друзья, да и сама атмосфера гостеприимной барской усадьбы располагала к творчеству.

%D0%A3%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0 %D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE

%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0 %D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0 1888

%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB %D0%B2 %D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5 %D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85 1888

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0 %D1%81 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8. %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%92.%D0%A1.%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 1887

Но в этом произведении не только приемы – они не многого бы стоили без самого главного – Валентин Серов сумел передать сиюминутное ощущения счастья, молодости, радости бытия. Глядя на картину, создается впечатление, что это выхваченный наугад «кадр» из жизни, увиденный внимательными и доброжелательными глазами художника: что кленовый лист еще совсем недавно трепетал на ветке, что персик с румяным боком будет скоро съеден, а скатерть завернули на стол, потому что в доме есть маленькие дети, которые могут стянуть ее на пол. «Живая» кисть мастера запечатлела всего одно мгновение чудного летнего дня и безмятежной жизни девочки-подростка. Об этом ощущении очень точно сказал искусствовед Марк Копшицер:

«…жизнь продолжается за пределами картины и составляет начало не попавшего на полотно большого мира, где есть и стулья, и столы, и другие персики, и другие девочки»

Картина получила высокую оценку критиков, которые были единодушны во мнении, что она написана в традициях импрессионизма, а в русской живописи появился мастер европейского масштаба. Это полотно художник подарил матери Веры, и оно долгое время висело в той самой комнате, где писалась картина. В настоящее время она экспонируется в Третьяковской галерее.

Вере Мамонтовой впоследствии еще не раз приходилось позировать великим живописцам. Так, два ее портрета написал русский художник Виктор Васнецов.

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2 %D0%91%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BD%D1%8F 1884

%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C %D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2 %D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 %D1%81 %D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 %D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%92%D0%B5%D1%80%D1%8B %D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%8B %D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9 1896

К сожалению, эта замечательная женщина рано, уже в 33 года, ушла из жизни. Ее муж, предводитель московского губернского дворянства, а затем обер-прокурор Святейшего Синода Александр Дмитриевич Самарин, тяжело пережил утрату. Он до конца жизни сохранил верность Вере, а в память о ней в деревне Аверкиево построил храм Живоначальной Троицы в стиле XVII века.

%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9 %D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D1%8B %D0%B4. %D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE %D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE XX %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

В его оформлении принимали участие многие участники знаменитого Абрамцевского кружка, например, изразцы делались по эскизам Врубеля. В настоящее время это одна из многочисленных действующих церквей Московской области.

Источник

«Девочка с персиками» Валентина Серова

Картину классика мировой живописи Валентина Серова «Девочка с персиками», кажется, знают все, даже люди, которые не интересуются искусством. Свой самый знаменитый шедевр художник написал, когда ему было всего 22 года. Валентин Серов не раз говорил, что «Девочка с персиками» — лучшая его картина «Все, чего я добивался – это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Мы составили подборку фактов о «Девочке с персиками».

Читайте также:  Есть ли плод у сливы

10 интересных фактов о «Девочке с персиками»

1. На картине Валентин Серов изобразил 11-летнюю Веру Мамонтову – дочь русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В усадьбе их семьи в Абрамцево художник часто гостил. Впервые с Мамонтовыми он познакомился, когда был еще ребенком. Тошу, как Серова звали в детстве, мать (композитор Валентина Семеновна Серова) привезла в Абрамцево в 10-летнем возрасте. Веру Мамонтову Валентин знал с младенчества.

Усадьба в Абрамцево была центром культурной жизни – здесь часто гостили Тургенев, Врубель, Репин. Серов был учеником Ильи Репина. Летом они не раз приезжали работать в Абрамцево. Учитель и ученик как-то устроили соревнование – кто лучше нарисует Савву Мамонтова, который им согласился позировать. Меценат отметил, что у Серова вышло «Лучше, жизненнее, острее». Несколько обескураженный Репин ответил, что не зря он с ним занимается и посоветовал Валентину поставить подпись.

2. Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. Художник здесь часто работал. Вера была страшной непоседой. В августе 1877 года, во время очередного приезда Серова в Абрамцево, девочка забежала с улицы и, схватив персик, присела за стол. Так эта сцена впечатлила Валентина, что он попросил девочку ему позировать. Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Художник работал с упоением и безжалостно по отношению к себе, если ему не нравилось, как получается, он счищал краску и начинал заново.

800px Valentin Serov Devochka s persikami. Portret V.S.Mamontovoj Google Art Project

Валентин Серов, «Девочка с персиками», 1887

3. Картина «Девочка с персиками» наполнена светом и воздухом. То, что Вера одета в простую блузку с бантом, а не наряжена специально для картины, подчеркивает спонтанность момента. Розовая блузка – чуть ли не самое яркое пятно в картине, кажется, что свет идет не только от окна, но и от самой девочки.

4. Персики, которые изобразил художник, выращены в оранжерее Мамонтова. Деревья для нее семья купила в 1871 году.

5. За правым плечом Веры на тумбе стоит игрушечный деревянный солдат. Фигурку раскрашивал Серов. Кстати, в усадьбе-музее в Абрамцево игрушка стоит и сейчас на том же самом месте.

6. Картину Валентин Серов подарил матери Веры – Елизавете Мамонтовой ко дню ее рождения. Портрет Верочки ей очень понравился, и это было самой большой наградой для живописца. Долгое время картина висела в той же комнате, где и была создана.

7. Работа «Девочка с персиками» участвовала в конкурсе Московского общества любителей художеств. Всего в конкурсе было 32 работы молодых художников. За портрет Веры Мамонтовой Серов получил первую в размере 200 рублей.

8. Известный меценат и коллекционер Павел Третьяков увидел «Девочку с персиками» в доме у Мамонтовых и хотел приобрести картину. Но владельцы не собирались с ней расставаться. Тогда для своей галереи Третьяков купил за 300 рублей «Девушку, освещенную солнцем» Серова (портрет Маши Симанович).

9. Веру Мамонтову писали не только Серов. В своих картинах ее запечатлел Виктор Васнецов в картинах «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня».

Portret Very Savvishny Mamontovoj

Виктор Васнецов «Девушка с кленовой веткой», 1896

10. К сожалению, дальнейшая судьба Веры Мамонтовой печальна. Она вышла замуж за предводителя московского дворянства, министра по делам церкви Александра Самарина. Брак был счастливым. Вера родила троих детей. Но неожиданно в 32 года ее жизнь оборвалась. Она заболела пневмонией и умерла в 1907 году. Похоронена в Абрамцево около церкви Спаса Нерукотворного. Муж Веры больше не женился, в ее честь он построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево.

Vera Mamontova

Вера Мамонтова, фото 1888 года

11. В Третьяковскую галерею картина «Девочка с персиками» (холст, масло 91х85) попала в 1929 году, ее купили у А. С. Мамонтовой. В музее-усадьбе в Абрамцево висит копия работы Валентина Серова.

СПРАВКА

Валентин Серов – русский живописец и график. Родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге в семье композиторов Александра и Валентины Серовых. В 1874 году начал брать уроки живописи у Ильи Репина в Париже. В 1880 году поступил в Академию художеств, ездил продолжать учебу в Австрию и Италию. В 1894 году стал членом Товарищества передвижников.

800px Serov Self

Валентин Серов, «Автопортрет», 1880-е

Серов известен не только как прекрасный живописец и портретист, но и как театральный художник. Он создавал декорации и костюмы к «Русским сезонам» Сергея Дягилева (в частности сделал эскизы занавеса к балету «Шехерезада»), выполнил знаменитую афишу с балериной Анной Павловой. В 1908 году Серов был избран действительным членом венского Сецессиона.

Anna Pavlova in the Ballet Sylphyde

Рисунок Валентина Серова для афиши с Анной Павловой в балете «Сильфида»

Художник был женат на Ольге Трубниковой. У них родились шесть детей – две дочери и четыре сына. Валентин Серов умер в 1911 от сердечного приступа в возрасте 46 лет.

В материале использованы данные из книги Аркадия Кудря «Валентин Серов» из серии «Жизнь замечательных людей».

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Едим и готовим из экологически чистых продуктов
Adblock
detector